Между писателем и читателем
Правила игры в издательском бизнесе просты – вы приносите рукопись, желательно… вместе с деньгами
Правила игры в издательском бизнесе просты – вы приносите рукопись, желательно… вместе с деньгамиМы ходим в книжные магазины, покупаем литературу. Учебную и художественную. У каждого из нас есть любимые писатели и поэты. Мы их цитируем, соглашаемся или спорим с ними, имеем свое видение современной литературы. Но роман должен пройти не одну стадию, чтобы стать книгой и втиснуться на тесную полку. Так что же ждет рукопись в кабинете издателя?Поиски книжного издательства затянулись надолго. Натыкаясь на одни типографии и рекламные агентства, я поняла, что гораздо проще выйти на издательство через приморского писателя. Таким писателем оказался Илья Те. От него я и узнала, что во Владивостоке крупных действующих издательств с дистрибьюторской сетью нет. Все такие издательства сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Илья помог мне связаться с главным редактором Ленинградского издательства Александром Сидоровичем. – Как издательство выбирает книги для публикации? Какими принципами руководствуется? – Отбирают рукописи два человека – я и мой коллега. Основа нашего выбора – это личный опыт и знание рынка. Профессионально фантастикой я занимаюсь с 1983 года, читал ее практически всю, поэтому можно с уверенностью говорить, что хорошо в ней разбираюсь. Из-за этого заметная доля публикаций принадлежит именно фантастике. А вот детективы мы практически не печатаем. – Вы говорите, что издателю необходимо ориентироваться в рынке. А что вам помогает в этом? – Для того чтобы понимать рынок, с ним нужно знакомиться: постоянно посещать магазины, следить за новинками в Интернете, за рейтингами той или иной книги. Рынок постоянно нужно исследовать, он очень подвижен. – Много ли рукописей отклоняется?– Да, иногда мы отклоняем книги. Рукопись может не подходить по тематике, быть слишком заумной. А может быть и такое, что все вроде бы в порядке, но где-то в чем-то не хватает гармонии. Наша задача – не просто опубликовать и выставить книгу на витрине, но и продать ее. Поэтому основной приоритет выбора таков: если скучно – не печатаем. – Какой алгоритм действий в издательстве после получения рукописи?– У нас простой и недлинный проход книги. Мы читаем рукопись и, если ее принимаем, заключаем с автором договор, обращаемся к работе художника и по желанию автора даем текст на проверку редактору. После печатаем книгу. В целом в работе задействованы 15 человек. У нас есть своя типография. Примерно проходит месяц между принятием книги и ее публикацией. – Какой может быть максимальный и минимальный объем книги?– Если говорить о художественной литературе, то желаемый объем 12 – 13 авторских листов. Авторский лист – это 40000 знаков с пробелами. Конечно, мы печатали и 20 листов, и 70. Может быть всякое. – В чем вы видите разницу между графоманом и писателем?– Для меня самого писать что-то – непосильный труд. Но есть люди, которые могут и любят писать. И если они пишут интересно, грамотно, чисто, то в моем понимании это писатели. Если рукопись косноязычна и суть ее непонятна, то ее автор относится скорее к графоманам. – Как в издательство попадают книги иностранных авторов?– Наше издательство не часто выпускает книги зарубежных авторов. Мы печатаем современную книгу, если, конечно, очень хочется. Тогда придется оплачивать услуги переводчика. Наше издательство больше специализируется на иностранной классике, не гонится за новинками. Но иногда авторы сами на нас выходят и передают рукописи. – На каких условиях издается классическая литература? Достоевский, например?– Сейчас Достоевского могут издать все. Классикам платить не надо. Но если спустя 70 лет после смерти автора живы наследники, им по закону нужно заплатить. Наше издательство закон не нарушает. – Сколько примерно стоит издать среднестатистическую книгу? – Публикация одной книги среднего размера стоит евро. Соответственно, пять тысяч экземпляров обойдутся приблизительно в пять тысяч евро. Но конечная стоимость зависит и от различных нюансов: от оформления, качества и количества страниц, вида обложки и переплета, даже от курса валют. – Бывают ли случаи, когда рукопись не окупается?– Конечно. Бывает, что ознакомился с рукописью, тебе понравилось, а покупатель не берет. Из 5000 экземпляров на складе осталось, например, две. Такой вид риска присущ нашей работе. Не всегда вкусы издателей и читателей совпадают. Не всегда получается со стопроцентной точностью определить предпочтения современного рынка. Но расходы можно покрыть публикацией другой книги. Часто бывает и так, что готовые экземпляры раскупили и нужно печатать еще и еще. – Существуют ли ограничения в оформлении обложки?– Существуют. Они выражаются в стоимости. Мы не можем обратиться к работе дорогого художника. Конечно, если автор очень хочет, он за свои деньги может издать книгу и с обложкой из кожи. Вот только такая книга будет малотиражной. Максимум 300 экземпляров. И такие книги не будут продаваться в магазинах. Скорее, через Интернет или аукционы, потому что стоят они несколько тысяч. Не каждый человек может себе такое позволить. Можно и обычную книгу почитать. В Москве есть издательство, которое издаст такую книгу, но наше это не интересует. – Часто к вам приходят молодые писатели?– 30-40% публикуемых книг – это первая книга автора. Если дебют прошел удачно, то мы публикуем книги этого автора и второй, и третий раз. Но когда книга не пользуется популярностью, то мы в значительно меньшей степени интересуемся и самим писателем. В день к нам поступает около 10 рукописей– Бывают случаи, когда издательство делает заказ на книгу?– Да, конечно, издательство иногда обращается к авторам с просьбой написать что-то. Особенно когда очень популярна какая-нибудь особая тематика. Это может быть даже и не художественная литература. Например, справочник лечебных трав. – Если бы вы сами написали книгу, про что бы она была?– Сам я не пишу книги. Я не писатель. Но, была бы возможность, я бы издал хорошую фантастическую космическую сагу, что-нибудь в стиле раннего Лукьяненко. Это очень интересное направление, образцов которого сейчас мало.
Автор:
Ольга ЮДИНА