Играя для Бога
Нотная грамота – залог успеха на музыкальном поприще
Нотная грамота – залог успеха на музыкальном поприщеСказать, что концерт барабанщика Дэйва Векла, бас-гитариста Рика Фиерабраччи и клавишника Джорджа Уитти во Владивостоке прошел с успехом, значит, ничего не сказать. Музыканты мирового уровня (Дэйв Векл – обладатель премии «Грэмми», Джордж Уитти записывал альбомы вместе с Селин Дион, Карлосом Сантаной и Рэнди Бреккером, Рик Фиерабраччи играл с Chiсk Corea Electrik Band) не только выложились на все сто процентов, но и во время общения со слушателями не кокетничали, не пытались надувать щеки, были серьезны и уважительны.Мастерство – без усилий- Я был во Владивостоке год назад, - сказал Рик Фиерабраччи, - и потому с удовольствием принял приглашение приехать еще раз. Мне понравился город, понравилась публика и то, как нас здесь принимали. – Да, российская публика – особая, - подтвердил Джордж, - я играл джаз в России и смог убедиться, что русские любят и понимают эту непростую музыку. - Я первый раз во Владивостоке, - улыбнулся Дэйв, - могу только сказать, что город красивый, а главное – здесь нам есть для кого играть. А это очень важно. Хотя вы, конечно, далеко забрались! Я летел из Израиля, и когда принимающая сторона сказала мне, что в общей сложности придется провести в самолете 14 часов, я подумал, что они что-то напутали…Впрочем, чтобы сыграть джаз в приятной компании, я готов лететь куда угодно. Джаз – музыка, которую приятно играть. Она выразительна без вокала, она предполагает взаимопонимание и общение музыкантов на сцене, и в этом, кстати, главное удовольствие. Рик: - Джаз – это свободная музыка, музыка почти без ограничений, можно сказать, мы играем что хотим. Джордж: - При этом наша главная задача – наладить контакт так, чтобы всем вокруг было хорошо…- Как вам кажется, важно ли знать ноты? Или игра на слух важнее?Дэйв: - Читать по нотам – это важнейшая часть музыкального образования. Как бы ни был идеален ваш слух, нотная грамота необходима. Я говорю об этом всем своим ученикам. Если бы мы не умели читать ноты, то вряд ли сыграли бы концерт во Владивостоке, к примеру, ведь мы приехали из разных концов земного шара, и времени для репетиций и разучивания почти не было. Рик: - Я ни разу не жалел о том, что научился нотной грамоте. Есть очень сложные музыкальные элементы, которые просто невозможно понять, если не увидеть их на бумаге. Да и сочинять музыку, если не знаешь грамоты, просто невозможно.Джордж: - В определенный момент ты не продвинешься дальше в своей музыкальной карьере, если не умеешь читать ноты. Думаю, меня вряд ли пригласил бы Рэнди Бреккер, если бы я не умел читать ноты, ведь его музыка очень сложная и на слух ее не возьмешь. - Есть ли сегодня концептуальное отличие между поп- и рок-музыкой?Рик: - Дюк Эллингтон сказал, что есть только хорошая и плохая музыка. Мы играем джаз, но я, к примеру, люблю кантри. Хорошее кантри. И мы можем сыграть кантри. Мы можем и поп сыграть, собственно… И это получилось бы хорошо! Но нам пока нравится играть джаз, эта музыка для нас самая выразительная. Если хотите, я назову одно отличие рока от поп-музыки: рок немного громче (смеется). - Что вы делаете, если у вас нет настроения играть, если не получается?Рик: - Если не получается, не мучайтесь – оставьте музыку в покое и займитесь чем-то другим.Дэйв: - Поддерживаю. Есть множество интересных занятий. Иногда мне для вдохновения необходимо оставить музыку и заняться чем-нибудь совсем другим. Джордж: - Хорошая фраза: мастерство без усилий. Это должно быть девизом музыкантов. Не сидеть часами за пианино, стараясь стать известным, а садиться за инструмент потому, что ты хочешь играть.- Вы работали со многими очень известными музыкантами. Прислушивались ли они к вашим идеям, к примеру?Джордж: - Скажу так: дорасти до того, чтобы меня стали приглашать работать известные музыканты, мне помогло то, что я задаю очень много вопросов, стараюсь дойти до сути, понять особенности исполнительской манеры любого коллектива или солиста, с которым работаю. Это помогло мне стать тем, кто я есть. - О чем вы думаете, когда играете?Дэйв: - Можно сказать, что я ни о чем не думаю, а стараюсь сконцентрироваться на том, чтобы хорошо играть, слушать других музыкантов… И в то же время в голове множество мыслей… Рик: - Я стараюсь ни о чем не думать… Понимаю, что в первых рядах сидят мальчишки, влюбленные в джаз и рок, мечтающие чему-то у меня научиться… И думаю, что в последнем ряду сидит Бог и надо играть так, чтобы и ему тоже понравилось, то есть на самом высоком уровне.Джордж: - Когда начинаешь, играя, думать о чем-то определенном, качество музыки сразу падает. И особенно когда мы играем джаз – ведь в нем нужно парить, нужно плыть по нему…- Важно ли для музыканта чувство юмора?Джордж: - Это важно. Но в то же время важно не пытаться быть смешным. Вы понимаете разницу? Конечно, если играешь с придурками, то только чувство юмора и позволяет не закатывать глаза… Но я с придурками уже очень давно не играю.Не отдам дочь за барабанщика!- Дэйв, у вас блестящая исполнительская карьера, однако вы известны и своими образовательными программами. Вы хотите приблизить к миру музыки как можно больше людей? Или это бизнес-проект?- Мне всегда нравилось делиться теми знаниями, которые у меня есть. Скажу больше: я чувствую себя обязанным передавать те знания, которые ранее передали мне мои учителя. Преподавание – часть моей жизни, музыкальной карьеры, моей профессии. Так же, как сочинение музыки, как концерты, – все это части целого. Собственно говоря, любому хорошему музыканту приходится осваивать за жизнь несколько, если можно так сказать, смежных профессий – к тому вынуждает необходимость. Джордж, к примеру, отличный инженер, усовершенствовал немало приспособлений для лучшего исполнения музыки, Рик – знаменитый композитор, а мне вот интересна не только преподавательская деятельность, но и профессия звукорежиссера. Я сам занимаюсь настройкой барабанов, слежу за тем, чтобы звук на сцене был таким, каким он должен быть, – не оглушающим, но позволяющим наслаждаться музыкой, понимать ее, оценивать… Всегда плотно работаю с местным звукорежиссером и даже заставляю кого-нибудь сесть за ударные и поиграть, чтобы я мог оценить звук со стороны. - Музыкальные журналы то и дело публикуют всевозможные рейтинги ударников, первое место в которых стабильно занимают музыканты, скажем так, из поп-групп. Как вы относитесь к такому положению вещей?- А как я должен к этому относиться? Никак… Поп-музыканты – хорошие ребята…- Сколько часов в день вы репетируете и сколько играли, чтобы достичь нынешнего уровня?- Считается, что нужно отработать 10 тысяч часов, чтобы достичь мастерства в любом деле. До этой цифры я дошел к 30 годам, наверное… А что до репетиций, то каждый день я играю много!- Есть ли у вас хобби, не связанное с музыкой?- Из любого путешествия – а я много путешествую – я привожу дочке игрушку – знаете, такую, которую если потрясешь, то идет внутри снег? Такие продаются во Владивостоке?- Как вам кажется, какой ритм у обычной жизни, той, которая окружает всех нас?- Музыка, ритм – для нас это в первую очередь работа, производство чувства, если хотите. Мы через музыку передаем свое настроение слушателям и создаем настроение им. Что же до ритма моей жизни – это ритм отцовства. Для меня главное в жизни – дочь, ее воспитание, ее благополучие. Когда появляются дети, многое меняется.- Что именно?- Появляется ответственность и вообще меняются приоритеты, ты начинаешь совсем иначе ощущать жизнь и то, зачем ты пришел в этот мир. - Приобщаете ли вы дочь к барабанам?- К ударным – нет, но к музыке – да. У нее хорошее чувство ритма, она отлично поет, пишет слова и музыку, мы даже вместе иногда что-то исполняем. На фейсбуке на моей страничке вы найдете клип: дочь поет, а я играю.- А если она скажет: папа, я выхожу замуж за барабанщика…- (смеется) Скажу: не делай этого, детка!
Автор:
Любовь БЕРЧАНСКАЯ