А по сопатке?!

Русское боевое искусство – миф или реальность?

18 авг. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2782 от 18 авг. 2010
f142469f5d7b094cd65a4114689cb7a9.jpg Русское боевое искусство – миф или реальность?Когда впервые в 90¬х годах в мире боевых искусств открыто появилась информация о русском боевом искусстве, в общественном сознании это вызвало удивление и интерес. У многих наших соотечественников, оторванных от отеческой воинской традиции, возникал вопрос: «А существовало ли в реальности русское боевое искусство или это один из мифов истории?».Чтобы ответить на этот вопрос, откроем атлас мира и найдем наше государство. Внушительная территория в сравнении с другими государствами, не правда ли? А до распада Союза она была больше. А до развала Российской империи – еще больше. А как раньше осваивались новые территории? Они завоевывались. После чего защищались от набегов таких же воинственных народов, желающих расширить свои владения или просто пограбить соседей. Те племена и народы, которые не могли себя защитить, либо уничтожались и исчезали, либо смешивались с более сильными народами.Драться русские умеют!Так не вся ли наша история – летопись русского боевого искусства? Сколько раз враги, тянувшиеся к мировому господству, спотыкались о Россию... Сильнейшие армии – Карла Шведского, Наполеона и Гитлера нашли тут свою могилу. Наши предки были отважны и сильны в бою. Помним ли мы рязанского боярина Евпатия Коловрата? Догнав в десятки раз превосходящее по численности монгольское войско, разорившее Рязань, русская дружина ударила врагу в тыл и нанесла ему значительный урон. Евпатий Коловрат с соратниками героически пал в той битве, но оставил пример воинской славы и чести.А князь Александр Ярославович Невский? С небольшим отрядом в рукопашном бою он разгромил пятитысячный десант шведов. Князю на тот момент было 20 лет от роду.А молодинская битва? В этом сражении 60¬тысячное русское войско под началом князей Воротынского и Хворостинина одержало победу над 120¬тысячным войском крымского хана Девлет¬Гирея. Не этот ли хан похвалялся перед турецким султаном, что за год возьмет всю русскую землю, а великого князя пленником уведет в Крым? А нам все рассказывают байки о том, что русские всегда побеждали только за счет своей численности, с большими потерями. А победы русских войск при Ларге и Кагуле во время русско¬турецкой войны? Практически каждое поколение в России участвовало в военных конфликтах и сражениях. С развитием российской государственности, холодного, а затем и огнестрельного оружия в частых войнах система подготовки русских воинов крепла и модернизировалась. К сожалению, из¬за отсутствия письменных наставлений можно только догадываться о системе обучения, тактике и технике отечественного рукопашного боя во времена Святослава Храброго и Дмитрия Донского. Однако можно точно утверждать, что эта наука существовала и постоянно развивалась на основе рукопашных сражений. А битв и сражений было предостаточно на веку каждого поколения. Наряду с боевой развивалась и состязательная традиция, которая являлась неотъемлемой частью русской мужской культуры. История русского кулачного боя уходит корнями во времена древних славян. А ведь кроме кулачного боя были и палочные бои, ножевой бой, борьба, различные виды конных состязаний, большое количество игр, направленных на развитие ловкости, находчивости, быстроты, силы и выносливости. И все это культивировалось, но не возводилось в культ. Русская состязательная традиция в рамках молодецкой забавы развивала мальчика, парня, мужчину физически и психологически. Мужская традицияРусская мужская традиция насчитывала большое количество разновидностей палочного боя, кулачного боя, из них – бой «по мордам», «по бокам», поединки «сам на сам», «стенка на стенку», бой с использованием засад, «свалка¬сцеплялка» и многое другое. То же самое можно сказать и про разновидности борьбы «в схватку», «на поясах», «за воротки», «в одноручку», «не в схватку», «рука в руку», «в круг», «в крест», а на Дону был вариант, когда тело мазали маслом или жиром. С использованием и без использования ног, разрешением или запрещением различных технических действий. Октябрьская революция 1917 г. прервала русскую традицию выстрелом с «Авроры». Офицерский корпус русской армии и флота был раздроблен. Сошла на нет и русская состязательная традиция. Стержнем новой внутренней и внешней политики был поставлен «пролетарский интернационализм», рядом с которым не оставалось места для «реакционных» русской истории и культуры. Но самостоятельно построить новую армию советская власть не смогла. Военная необходимость вынудила привлечь в Красную армию военных специалистов из числа дореволюционного офицерского корпуса – вначале на добровольной основе, а позже и на основе мобилизации. Со временем знания и опыт «военспецов» старой армии во многом определили облик и пути развития Красной армии.Отдельно – на примере некоторых авторских разработок – хотелось бы сказать о развитии советской школы в области рукопашного боя. В то время известность в определенных кругах получили работы таких специалистов, как Н.Н. Ознобишин и В.Н. Короновский. Еще в довоенный период времени развивался советский вид единоборства, позже названный «самбо». Он создавался на основе развивающихся и конкурирующих между собой «синтетических» систем: школы «САМ» В.А. Спиридонова и школы борьбы вольного стиля В.А. Ощепкова, а также приемов и технических элементов национальных видов борьбы народов СССР и зарубежных единоборств. В рамках самбо существовали как спортивное массовое, так и прикладное направления. Спортивный раздел занял достойное место в мире спортивных единоборств. Прикладной раздел остался в рамках ДСП (для служебного пользования).Толчком для возрождения отечественного боевого искусства послужила Великая Отечественная война. Пришло время вспомнить и о переползании по¬пластунски, и о владении штыком по¬суворовски. За исключением задач по захвату «языка», рукопашные схватки велись на уничтожение, с использованием ножей, штыков, лопаток и просто подручных предметов на открытой местности, в зданиях, траншеях, лесах и т.д. Во время войны большая работа в области теории и практики рукопашного боя была проделана заслуженным мастером спорта СССР капитаном К.Т. Булочко. Итогом его работы стала система подготовки войскового разведчика, основанная на боевом опыте войны и изложенная в известном учебном пособии «Физическая подготовка разведчика».Кадочников возрождает традицииВ конце 80¬х благодаря публикациям в открытой печати мы узнали о личности и деятельности Алексея Алексеевича Кадочникова, получившего с легкой руки журналистов общесоюзную известность в качестве разработчика «русского стиля» рукопашного боя. Наряду с общеизвестными фактами об этом человеке за многие годы сложилось множество легенд. Статьи популярного уровня не давали верного представления о годах работы, которую не было принято предавать огласке. А работа по развитию системы А. А.Кадочникова тем временем не останавливалась. Так, в 1987 г. в Краснодаре был создан Центр славянского мастерства, группа специалистов которого работала над разработкой перспективных методик боевой подготовки. Первоначально работа велась с внештатной ротой разведки на базе КВВКИУРВ по направлению «Противодиверсионная защита ракетных комплексов». Позже начатая работа продолжилась в рамках Краснодарского учебного центра, на базе которого проводилось краткосрочное обучение офицерского состава подразделений спецназначения ГРУ. В обоих центрах А.А.Кадочников определял основные направления развития системы боевой подготовки. Начав работу в 1962 г., Кадочников и поныне готовит специалистов для спецподразделений и офицерские кадры в военных училищах Краснодара и войсковых частях Краснодарского гарнизона. И не последнее место в этом отведено подготовке к рукопашному бою. Кроме этого Кадочниковым, а также его последователями проводились семинары с военнослужащими Министерства обороны СССР и РФ, МВД и специальных служб.Современный русский рукопашный бой основан на вековых традициях русского боевого искусства, советском и постсоветском боевом опыте, знании и практическом применении точных наук, таких как биомеханика, физиология, психология и др. Он является разделом подготовки военнослужащих к рукопашной схватке. Идеи и разработки А.А. Кадочникова дали толчок для развития ряда самостоятельных авторских направлений по подготовке к рукопашному бою, которые сегодня развиваются на базе центра «Современное направление русского рукопашного боя» (С.Н. Банников), Международной федерации русского рукопашного боя (И.Г. Скобеев), межрегионального объединения содействия личной безопасности граждан «Магистр» (Е. И. Мирошниченко).Что сегодня?Говоря о русском боевом искусстве на современном этапе, нельзя не сказать и о направлениях, развитие которых опирается на русскую состязательную традицию. Это прежде всего русская северо¬западная воинская традиция «Буза» и Санкт¬Петербургское общество кулачного боя. Так, в частности, система подготовки в «Бузе» была разработана Г.Н. Базловым на основе экспедиционных материалов Тверского госуниверситета, собранных в 1987¬2002 гг. в артелях кулачных боев северо¬западной России. Второе направление возникло на основе систематизации навыков народной школы кулачного боя и армейского опыта В.И. Грунтовского, работу которого продолжил его сын – А.В. Грунтовский.Со временем некоторые наработки стали использоваться в военно¬патриотических клубах, а также при подготовке гражданских лиц к выживанию в экстремальных ситуациях. Были изданы как внутриведомственные, так и общедоступные пособия, появились учебно¬методические фильмы по различным направлениям русского боевого искусства. Развиваясь, русское боевое искусство открыло различные грани универсальной системы, спектр применения которой очень широк: от оздоровительных и общеразвивающих физических упражнений до системы подготовки бойцов спецподразделений. Это движение нашло в России и за ее пределами тысячи последователей. Несмотря на многие трудности, интерес к русской боевой культуре, различным ее направлениям и школам растет с каждым годом во многих уголках нашей страны, в том числе и у нас – на Дальнем Востоке. Так, во Владивостоке, на базе изучения системы А.А. Кадочникова и отечественных видов боевой культуры, была создана Владивостокская федерация русского боевого искусства. Основателем и президентом федерации является Сергей Александрович Пестов – участник боевых действий, бывший командир группы специального назначения наземной разведки ФПС РФ, первый начальник службы личной охраны должностных лиц ТРПУ ФСБ по Приморскому краю.Главная цель федерации – развитие отечественной боевой традиции как части культуры русского народа и эффективной системы самозащиты, подготовка физически и духовно крепкого нового поколения. Федерацией разработан проект комплексного воспитания детей и молодежи Приморского края, который включает в себя ряд программ и мероприятий, ориентированных на формирование физически и духовно здорового подрастающего поколения, в том числе детей¬сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.За время своего существования федерацией проведено свыше пятидесяти открытых учебно¬практических семинаров по русскому рукопашному бою, ряд мастер¬классов с сотрудниками специальных подразделений силовых структур и частных охранных фирм по огневой и физической подготовке. Организовано взаимодействие с подразделениями спецназа за МВД РФ и МО РФ в Приморском крае в целях повышения уровня боевой и специальной подготовки личного состава контрактной службы.Заканчивая наше странствие по миру русского боевого искусства, мы хотим особо отметить, что русское боевое искусство – это не только рациональные методики и техники боя. Это еще и история побед нашего Отечества, нашего народа, так часто бывавшего перед угрозой порабощения и уничтожения... Это часть нашей культуры, которую мы обязаны сообща сберечь и передать нашим потомкам.

Автор: Илья СТАРОСТИН, специально для «В»