Агентам вход запрещен
Корреспондент «В» побывал в шкуре назойливого торгаша, который пристает
ко всем на улице
Корреспондент «В» побывал в шкуре назойливого торгаша, который пристает ко всем на улицеНачалось все с убийственного оптимизма моей подруги, решившей устроиться летом на работу. Обзвонив газетные объявления и найдя привлекательную для нее вакансию «агент в фирму» с заработной платой больше 30 тысяч рублей,что для простого студента второго курса просто баснословные деньги, она отправилась на собеседование.Как оказалось впоследствии, компания занималась прямыми продажами.Кто не знает, агент по прямым продажам – это тот самый человек, который пристает к людям на улицах, в офисах, магазинах, предприятиях и т. д., «впаривая» жертве товар любыми мыслимыми и немыслимыми способами. Отработав день, подруга пришла с горящими глазами и непременным желанием заняться и моей профессиональной судьбой.Немного поколебавшись, я решила, что за месяц со мной ничего не случится, а деньги, судя по всему, заработаю приличные.Режим работы – круглосуточныйРабочий день агента начинается в восемь утра, с зарядки. После обязательных физических упражнений директор публично зачитывает выручку каждого, поощряет отличившихся аплодисментами – таким образом поддерживает боевой дух сотрудников и сплоченность коллектива. Вообще отношения в коллективе – это отдельная тема, потому что, втянувшись, человек проводит на работе 18 часов в сутки, на выходной дается всего один день. Дружеская атмосфера и доброжелательное отношение очень важны даже для того, чтобы человек не «сорвался» и не ушел, ведь такая работа занимает все свободное время, практически становится жизнью.Далее начинается «распичевка». Два агента моделируют ситуации продажи на улице или офисе, главная цель – повторить вступительные фразы и информацию о товаре (кстати, наша компания торговала косметикой и парфюмерией).Ближе к 9 утра мы начинали складывать товар, сами выбирая, какой продукции нам нужно больше, какой – меньше. Мы же являлись и грузчиками – когда товар приходил, и кладовщиками, и бухгалтерами.Далее нам предстояло отправиться в «поле». Вообще избежать хаотичного непроизводительного охвата рынка возможно лишь принудительным разграничением зон действия агентов. Хорошо зарекомендовали себя два метода: деление по географическим территориям и деление по отраслям. В нашем случае деление осуществлялось по территориям. Раз в неделю мы сами выбирали район, в котором предстояло работать всю неделю. Так как я была новенькой, то выбирать не могла и ходила с приставленным ко мне наставником – моей подругой. Кстати, новеньких в этот день было трое, с «поля» вернулась я одна. Многие не понимали, на что идут, некоторые вообще пришли по объявлению, где была указана вакансия кладовщика или грузчика. Кстати, если на фирму приходится 20 агентов, то текучка кадров составляет 50 % в месяц.«Джусовый» настройЧтобы заработать на территории, помимо умения продавать нужно обладать прежде всего стрессоустойчивостью. Далеко не каждый может подойти к человеку и начать расхваливать, к примеру, супермодные духи, которые на самом деле лишь дешевая подделка. Поначалу пережить отказ очень сложно, иногда даже обидно, потом ты обрастаешь, как выражались мои коллеги, толстой шкурой носорога, некоей броней от людского хамства. В этой среде самое часто употребляемое слово – «джус». Периодически перезваниваясь, ребята интересовались: «Все джус?» – то есть «Все хорошо?». Для них это было что-то вроде корпоративной этики.С понедельника по пятницу мы должны были работать в офисах, заходить и продавать даже в таких кабинетах, на дверях которых висит табличка «Агентам вход запрещен». В субботу «поле» было рынком. Меня больше всего пора¬зило, что, казалось бы, от интеллигентного офисного работника брани, негатива, раздражения, даже ненависти идет порой больше, чем от «торгашки» с рынка. На такой работе происходит осознание того, что неважно что ты продаешь, а важно как, ведь подход к главному бухгалтеру и продавщице отличается кардинально.В офис мы возвращались в шесть вечера, там подсчитывали выручку, разбирали товар.Прямой путь в директораВ нашей компании была особая система: все сотрудники делились на команды, каждая из которых должна была выполнять норму, т. е. продать товара на определенную, строго обозначенную сумму. Кто-то из нас мог продать больше, кто-то меньше, но в совокупности ниже нормы опускаться было нельзя. Проштрафившаяся команда выходила в ночную смену. Вечером всегда можно было «впарить» духи в магазинах, супермаркетах и пр. Добрав недостающую сумму, можно было расходиться по домам.Утром все начиналось сначала – зарядка, «распичевка», упаковка и выход в поле. Несмотря на доброжелательное отношение, начальство, как и старшее управляющее звено, «проколов» не прощает. С милой улыбкой за минуту опоздания бедолагу штрафуют на 100 рублей. В компании существует карьерный рост. Новички, сделав свою первую норму (продав товар на сумму не менее 3000 рублей), становились инструкторами и могли сами обучать новеньких. Команде, которая на протяжении двух недель подряд выполняла норму, выделялись деньги на открытие собственного офиса в любом понравившемся городе, а капитан команды становился директором. Для некоторых моих коллег вера в светлое будущее и возможность стать директором всего за пару недель обернулась даже уходом с учебы. Перспектива и держит многих агентов в компаниях по многу лет, ведь, для того чтобы уехать и открыть свой офис, необходимо собрать сильную и сплоченную команду и работать в адских условиях.Агента ноги кормятЯ проработала агентом ровно месяц и уволилась без всякого сожаления, хотя и заработала неплохие деньги. Как и любая другая работа, прямые продажи имеют свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести достаточно неплохой заработок (лично я за месяц заработала 25 000 рублей), перспективу карьерного роста плюс хорошую практику общения с самыми разными типами людей. Косметика и парфюмерия достаточно неплохого качества, цена за нее адекватная, так что и продавать такую продукцию не стыдно.На месяц устраиваться агентом не стоит, потому что деньги приходят с опытом, только научишься зарабатывать, подходит время увольняться. А вот если строить долгосрочные планы в этой сфере, нужно понимать, что собрать собственный коллектив, который будет слаженно работать, очень непросто, некоторые лидеры годами не могут набрать нужных людей, чтобы открыть свой офис. Такая работа прочно связана с поговоркой «Волка ноги кормят», она очень тяжелая, но кто хочет овладеть искусством продаж, должен начинать именно с этого. Хотя бы чуть-чуть попробовать. Кстати, моя команда все-таки открыла свой офис, правда, два года спустя.
Автор:
Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»