Привези мне, батюшка, цветочек аленький
Россияне везут из Владивостока ракушки, иностранцы – матрешек и золото.
Россияне везут из Владивостока ракушки, иностранцы – матрешек и золото.Не за горами саммит АТЭС, а значит, через два года Владивосток будет встречать огромное число гостей из самых разных стран. Пока на этой перспективе могут заработать лишь строительные и подрядные организации, однако очень скоро в подготовке будет задействован целый спектр отраслей. Не на последнем месте – гостиничный бизнес. Сюда же часто относят изготовление и продажу сувенирной продукции, что является неплохим способом заработка. Корреспонденты «В» прошлись популярными туристическими маршрутами города и узнали, какие сувениры предпочитают туристы.Еда – лучший сувенирСтоит сказать, что современные туристы – народ требовательный и избалованный. В начале 90-х годов, когда ситуация с продовольствием в стране была не ахти, из поездок по необъятной родине привозили не копеечные брелоки, а еду. Она была лучшим сувениром, и в этом отношении город, в 1992 году переставший быть закрытым портом, действительно мог что-то предложить своим гостям. Всевозможные морские деликатесы – икру, крабов, красную рыбу и прочие креветки-медведки – очень уважали как приезжие из западной и центральной России, так и заграничные путешественники. Это вам не магнитик на холодильник. – В то время, помню, когда японцы уезжали, увозили икру, крабов, конфеты, – поделился с «В» один из ветеранов го-родской сувенирной отрасли, не пожелавший представиться. – Китайцы в начале перестройки приезжали к нам за водкой, ну и девочек, ясное дело, заказывали.Действительно, времена изменились, вкуснейшим палтусом холодного или горячего копчения москвичей, например, уже не удивишь. Сейчас этого добра – навалом в ближайшем супермаркете. Может, и не такого свежего, но зато уж точно дешевле, чем во Владивостоке. И так со всей морепродукцией, да и не только с ней. Хотя, конечно, в городе нашенском до сих пор встречается продукция, которой не найдешь в «нерезиновой». Однако нашей заслуги в корейских майонезе, «Чо-копае», «Милкисе» и кофе «Максим» уж точно никакой нет. Если продолжать тему еды, то стоит отметить, что по-прежнему популярны «Птичка», которая, кстати сказать, потеряла право на использование привычного бренда, и продук-ция «Уссурийского бальзама». Дешево и сердитоОднако вернемся к нашим сувенирам. Того, что есть в каждом городе, – продукции с городской символикой навалом и у нас, причем самого разного качества. Это магниты, зеркальца, значки, брелоки как китайского, так и местного производства. Причем, как пояснила продавец Елена, самый хороший товар – наш. Хорошо продаются зеркала российского производства, например, с изображениями стелы, набережной и судна «Паллада» – по сто рублей. Раскупаются и тарелки с видами города – железнодо-рожным вокзалом и Владивостокской крепостью. Самые дешевые и некачественные, made in China, идут по сотне, наши, мест-ных изготовителей, – по двести. Также есть те, что производятся в Санкт-Петербурге, такие дешевле трех сотен не купишь. С недавнего времени туристы могут купить не только залакированных и обработанных крабов, морских звезд и ежей. Примор-ские предприниматели смекнули, что если к высушенным обитателям дна добавить ракушки, то все это можно продать за совсем другие деньги. Например, упомянутые выше звезды, крабы и ежи стоят примерно 30–50 рублей за штуку. А вот нехитрый ан-самбль из них, большого гребешка и парочки налепленных сверху ракушек с выглядывающим раком-отшельником и наклейкой «Владивосток» продается за 200–350 рублей. И хотя привередливым иностранцам такие сувениры не по душе, нашим соотечест-венникам они вполне по вкусу:– Покупают туристы из центральной России, Сибири, – говорит частный предприниматель Николай Михайлов. – Приобретают сами приморцы на подарки дальним родственникам. У иностранцев к нашим сувенирам нет интереса, мне кажется, потому, что многие из них путешествуют морем, а значит, они успели побывать в других прибрежных городах, где выбор гораздо больше. По словам коммерсанта, неважно обстоят дела с сувенирами во многих курортных городах:– В Сочи с каждым годом ассортимент все хуже, там уже все китайское. Хотя цены ниже наших. Помимо товаров с местной символикой прилавки завалены безликими сувенирами китайского производства, благо, что их можно продавать в любом городе, где есть море. Это модели парусников (от 80 до 350 рублей), парусники-магниты (50 рублей), голографические картинки на морскую тематику (50–100), рамки, декорированные ракушками (200–300), шкатулки (250–300) и подставки под горячее (50–200). Красивые раковины, продающиеся у нас, тоже не из приморских вод. Если доверять продавцу, их родина – Индийское и Жел-тое моря, Куба. Стоимость их, начиная с денежной ракушки Каури и заканчивая витиеватыми Мурексами, зависит от размера. Малюток вам продадут за 30–50 рублей, а за большой экземпляр потребуют не меньше двух-трех тысяч. Тут же и некачественные подделки под фуражки военного или морского образца – сойдетесь на двух-трех сотнях. А вот в ма-газинчиках, что на Корабельной набережной, можно отыскать самый что ни на есть офицерский головной убор по совсем другой цене – не менее 600 рублей. Там же найдутся и прочие предметы одежды. К ним, кстати, интерес не совсем потерян.– Недавно гость из КНР приобрел китель, – поделился с «В» один из продавцов. – До этого Андрей Соколов, известный москов-ский артист, белый ремень взял. Есть спрос и на постепенно уходящие в прошлое предметы, например подстаканники – те самые, из шестидесятых. Дерево и золотоК тому немногому, что еще привлекает зарубежных туристов, относятся изделия из дерева. Матрешки медленно, но верно те-ряют свою популярность, хотя по-прежнему остаются самым продаваемым традиционным символом России. Иностранцам ста-новятся интересны и другие изделия из дерева, выбор которых очень широк. Это расчески, дудочки, свистульки, всевозможные предметы, якобы приносящие счастье своим владельцам, – фигурки птиц, сапожки, подковы, кувшинчики. Многие предметы, кста-ти, сделаны из можжевельника и обладают его целебными свойствами и приятным запахом.Изделия из дерева зачастую продаются в сувенирных отделах гостиниц вместе с дисками, открытками и книгами о Владиво-стоке. Их ассортимент разнообразием также не отличается, все то же самое можно купить на набережной за гораздо меньшие деньги. Елена Фомина, сотрудница одного из сувенирных магазинов, добавила, что многие иностранцы хотели бы иметь возмож-ность вывозить картины. Как пояснила «В» экскурсовод Алена, работающая с китайскими туристами, жителей Поднебесной в России интересуют юве-лирные магазины – золото, камни и прочие украшения. Также большой спрос на шоколад.
Автор:
Ольга СИРОТКИНА