Цирк российских дорог
В отличие от наших гаишников
штрафы для инспекторов Монако – не главное
В отличие от наших гаишников штрафы для инспекторов Монако – не главное Известное изречение Ильфа и Петрова о том, что «автомобиль не роскошь, а средство передвижения», для артиста Московского цирка Аркадия Шатирова в некотором роде является девизом всей жизни. А само авто (сейчас у него «Ниссан-Экстрейл» 2006 года выпуска) если не ближайший родственник, то надежный друг, с которым Аркадий Игоревич не расстается, даже отправляясь на длительные гастроли. От «Запора» до «Ниссана» Вот и на гастроли во Владивосток он прикатил из столицы на своем леворульном «Ниссане», который приобрел в автосалоне в Москве четыре года назад. (За это время Аркадий наездил около 95 тысяч километров. – Прим.авт.) – Машина меня не подвела. Единственное, что я сделал, это в Хабаровске поменял задние стойки: из Красноярска до Хабаровска дорога ужасная. Я влетел в яму на асфальте. Было видно, что его только что закатали, а на нем уже была яма! Причем тоже закатанная асфальтом. Я не понимаю, почему дорожные рабочие ее не устранили, а закатали. Я влетаю в яму и чувствую, что сейчас воткнусь носом. Тогда я чуть даю газку, нос перепрыгивает, задние колеса ударяются об асфальт, и задние стоечки успешно гнутся. Но ничего не сломалось, – рассказал Аркадий корреспонденту «В» о дорожных приключениях во время путешествия из Москвы до Владивостока. По словам Аркадия Шатирова, его самой первой «серьезной» машиной была праворульная «Тойота-Карина», которую он привез из Японии. «Японка» оказалась очень выносливой и надежной: он ее очень долго эксплуатировал. Хотя ей на момент покупки Шатировым уже было 10 лет! Когда он приехал на ней в Москву, его друзья-автомобилисты, приверженцы европейских машин, удивлялись: на японской машине был полный стеклопакет. А, к примеру, на BMW одного года рождения с «Кариной» стекло на дверцах поднималось вручную! И не было того сервиса и комфорта, какой было у «японки». Откатавшись на «Карине» около 10 лет, Аркадий ее продал и купил вазовскую «десятку», когда их только начали выпускать. Реклама этого детища отечественного автопрома тогда была мощная. Его бывшая «Карина», кстати, до сих пор бегает по дорогам России, многократно поменяв хозяев. – Я думал, что «десятка» – машина. А ЭТО оказалось такое же, – здесь Аркадий, как человек культурный, делает секундную паузу, подбирая щадящие слова для характеристики «ВАЗ-2110», и не находит, – а ЭТО оказалось такое же… как всегда. Короче, ее надо было еще дорабатывать. Если бы она вышла в 80-х или 90-х годах, то это была бы хорошая машина. Но для своего времени она отставала. У нее не было столько комфорта, сколько было в импортных машинах тех же годов выпуска. И я, долго с ней промучившись, решил купить «Ниссан-Экстрейл». Почему «Ниссан-Экстрейл»? Во-первых, у него объем двигателя 2,5 литра, а расход топлива до 12 литров на сто километров. А так он потребляет всего лишь 9 литров, если постоянно не перегазовывать. Во-вторых, салон у этой машины многофункционален. Здесь куча бардачков. Когда я в дороге, у меня нет неприятных ощущений, что мне чего-то не хватает: у меня все под рукой, даже холодильник. Я купил машину в полной комплектации, – нахваливает артист любимое авто. А до «Тойоты-Карины» у Аркадия Шатирова был легендарный «ушастый» «Запорожец», который он купил в складчину с братом-близнецом Александром в начале 90-х годов. Как-то ехали они с братом на званую вечеринку, ехали при параде, в смокингах и длинных черных кожаных плащах. Тогда была такая мода. Близнецы опаздывали, поэтому выжимали из «Запора» все, что было можно. Естественно, лихачей остановил инспектор ГАИ. Но, как только он увидел двух совершенно одинаковых накачанных молодцев, гаишник тут же забыл, зачем он тормознул машину. Братья к нему с вопросом: «Чего вы хотели?». Инспектор в ответ стал пятиться и махать руками: «Езжайте, езжайте!». Близнецы уехали, так и не узнав, зачем их остановили. Наверное, у них есть план? В разговоре с Аркадием Шатировым мы не могли не затронуть наболевшую для отечественных автомобилистов тему взаимоотношения водителей с инспекторами ГИБДД. По этому поводу артист рассказал следующую историю. Однажды цирк братьев Шатировых гастролировал в Монако, куда цирковых животных и реквизит через Европу везли на автопоездах. А в Монако, надо сказать, движение больших грузовых машин запрещено, но русские водители об этом не знали. И как только они въехали на территорию этого крохотного государства, тут же нарвались на полицейского. Наши водители, вспоминая встречи с инспекторами ГИБДД на дорогах России, в ожидании аналогичной реакции от иностранного представителя власти попытались было заболтать полисмена: мол, мы не местные и законов ваших не знаем. К удивлению россиян, полицейский не стал забирать у них документы, он даже не выписал квитанцию на оплату штрафа! А вызвал по рации полицейскую машину с мигалкой и попросил своего коллегу проводить цирковые «длинномеры» к зданию цирка. – И мы спокойно с мигалочкой доехали до цирка. Хотя ехать там было нельзя! Потому что в Монако штрафные санкции – не главное. Представитель власти должен заниматься сохранением законности, а не штрафовать нарушителей. Там полицейские не сидят под кустами с радарами. Ну не может представитель власти сидеть под кустом! Он и не должен этого делать. В Европе полицейский появляется на дороге, если только случилось происшествие, например, столкнулись две машины. И они до вечера не стоят, дожидаясь инспектора. У нас же сотрудников госавтоинспекции сделали представителями органа исполнения административных наказаний. Наверное, у них есть план по сбору денежных средств. Мне не жалко заплатить штраф, если, конечно, я виноват. Но почему, когда я подхожу к гаишнику, он сразу же обращается ко мне на «ты»? Ну почему «ты», даже если я нарушил правила дорожного движения? Я до сих пор этого не могу понять. Я что ему сват, брат? – возмущается артист. Гаишники хватаются за уши Клоун Сергей Солмин из программы братьев Шатировых «Золотое турне», с которой они приехали во Владивосток, ярый поклонник праворульных машин. Хотя его самой первой машиной были бэушные «Жигули» ВАЗ-2104», которую ему купили родители за 3,5 тысячи долларов, как только он получил права. Обновить персональный автотранспорт ему помог… дефолт 1998 года. Тогда Сергей купил «ВАЗ-2110» всего за 5 тысяч «зеленых»: после дефолта новая «десятка» стала стоить в два раза дешевле! Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. – У меня был восторг, когда я пересел с «четверки» на «десятку». Она ехала! Я был счастлив, – улыбается Сергей. Счастье длилось недолго: «Жигули» десятой модели сгнили за пять лет. И Сергей купил праворульную «Тойоту-Карину»… у Аркадия Шатирова. (Как все взаимосвязано в этом мире!). После «Карины» клоун пересел на четырехлетнюю Honda-HVR выпуска 2000 года, которую он купил за 13 тысяч 500 долларов в Москве на авторынке. Продавец утверждал, что работает пилотом и что привез машину для себя из Владивостока. «Хонда» была хороша, но с двумя «но»: у нее была жесткая подвеска и маленький багажник, который не устроил нашего героя, любителя дальних путешествий, и Сергей купил вместительный микроавтобус «Тойота-Алфард». – Но я тогда еще не знал, что существуют аукционы, где можно заказать машину в Японии. За «Алфард» я отдал 30 тысяч долларов. Причем автобус я видел только на фото, поскольку покупал его на интернет-аукционе. А деньги надо было отдавать сразу. Конечно, было страшно отдавать за фотографию 30 тысяч долларов! Через знакомых я узнал, что у человека, которому я отдал деньги и который пообещал мне привезти машину, в прошлом была судимость. Но он меня не подвел, – рассказал Сергей. Как и у любого водителя, у него с избытком историй о встречах на дорогах с инспекторами ГИБДД. Чаще всего клоуна останавливают за превышение скорости. – А как ехать, например, из Москвы в Краснодар, когда дорога обалденная и стоит знак ограничения скорости? – удивляется он. – Как можно ехать со скоростью 60 километров, когда дорога позволяет лететь под 150? Это же не город. Вот в городе я лихачить не люблю. Сергей говорит, что по лицу гаишника сразу видно, чего тот хочет – денег или выписать квитанцию за реальное нарушение. В ходе выяснения отношений с представителем власти клоун старается намекнуть, что он не просто нарушитель, а работник цирка. Когда же инспектора узнают, что перед ними клоун, то поначалу не верят и просят представить доказательства. А у Сергея в бардачке всегда наготове передвижной реквизит иллюзиониста. После демонстрации нескольких фокусов гаишники, как правило, отпускали его с миром. Иногда ему приходилось показывать фокусы дважды и даже трижды, при этом очень медленно, потому что до гаишников с первого раза фокус не доходил. Тогда клоун начинал торговаться: я вам – секрет фокуса, а вы мне – свободу. Как правило, торг удавался. Но были и такие индивидуумы в форме, которые все одно выписывали клоуну штраф, даже после шоу на обочине. По словам Сергея, когда он «вытаскивал» из уха инспектора ГИБДД пятисотенную купюру и засовывал к себе в карман, гаишники всегда закрывали свои уши руками… и желали ему счастливого пути. При этом они просили вернуть «пятихатку», и клоун деньги возвращал. Дабы не нарываться на неприятности. После нескольких случаев возврата денег Сергей перешел на сотенные и даже пятидесятирублевые купюры.
Автор:
Сергей КОЖИН