Пальцами по холсту
Интуитивно-чувственный художник
из Гарварда
Интуитивно-чувственный художник из ГарвардаЯркие краски тропиков – синей звездной ночи, зеленой густоты джунглей, оранжевых волн Ганга – буквально обрушиваются на каждого, кто входит в галерею «Арка». И кажется, что вместе с выставкой картин Джорджа Уммена «Цвета воспоминаний» в зал врывается Индия – пряная, влажная, экзотическая… Рисуем любовьДжордж Уммен – художник интуитивный. Он рисует не пейзажи, а воспоминания. Не предметы, а чувства. И не кистью, а рас-пылителем или пальцами.- К примеру, в серии «Священные уголки внутри нас», - говорит Джордж, - мне хотелось как можно сильнее передать то, что знают все, кто исповедует индуизм: бог есть внутри каждого человека, в каждом найдется священный уголок. В других же работах – например, серии «Каньеварам» - мне хотелось передать на холсте структуру шелка, ведь и шелк, и холст по сути переплетение нитей. Я иногда говорю, что рисую ткань на ткани. И здесь нет необходимости в ярком цвете, эти кар-тины похожи на ткани для сари. В других же картинах, наоборот, необходимы интенсивные, яркие цвета. Я пишу маслом, акрилом, иногда пользуюсь даже не распылителем для краски, а подручными средствами. Например, вот на этой работе из серии «Закат в Керале» я просто взял шланг из сада у моего дома и полил картину водой, в итоге получился вот такой замечательный эффект. Этот прием я использовал еще не раз. Вот, например, здесь - «Берег пряностей Керала после дождя» - я просто переворачивал орошенную водой картину, чтобы вода, стекая то горизонтально, то вертикально, создавала особый эффект. Вода рисовала сама себя, солнечные лучи в себе…В картинах Джорджа Уммена Индия и его родина – Керала – предстают во всем чувственном великолепии. Они – при всей внешней простоте – производят сильнейшее впечатление. Может быть, именно потому, что мастер рисует не природу, а свою любовь к ней?- Я не пытаюсь передать натуру, а зарисовываю чувства и эмоции, и это самое сложное в творческом процессе – не просто отразить природу, а зарисовать то, что у тебя внутри. Чувства – самое главное, что у нас есть в жизни. И на моих холстах есть запечатленные воспоминания чувственного характера, например, воспоминания о первой любви.Кстати, именно первую любовь , точнее, чувства, с нею связанные, и попросил нарисовать Джордж студентов академии ис-кусств, которые пришли на мастер-класс, а если быть совсем точным, то на урок сотворчества с Джорджем Умменом в галерею «Арка».- Я не хочу быть мэтром, - говорит Джордж. - Я всю жизнь учусь. И даже на таком вот совместном творческом процессе я буду не учителем, а товарищем, я буду рисовать сам и смотреть, как рисуют другие. Преподаватель в общественной иерархии находится выше, чем ученик, но в художественной деятельности это не всегда так, тем более что все мы – носители чувств. Попробуйте отобразить свои чувства и ощущения от любви – любой, первой, к примеру, любви к городу, к миру, - сказал художник, обращаясь к студентам. - Думаю, у вас уже есть эмоциональный опыт любви. - Любовь - то, что вас вдохновляет, Джордж?- Любовь, как и краски на моих холстах, субстанция довольно яркая. К сожалению, любовь не всегда удается запечатлеть на холстах, как и запахи, к примеру. Сердце страны – в деревнеВладивосток Джорджа Уммена поразил тем, что полностью разбил все стереотипы, все представления, которые были в голо-ве у художника…- Я почему-то думал, что это будет серый, ровный и холодный город, набрал с собой множество теплой одежды, - смеется Джордж. - А приехав, обнаружил, что здесь сопки и тепло – не только в смысле погоды (и мои свитера мне совсем не пригоди-лись), но и в смысле тепла человеческих душ. Думаю, что именно эти воспоминания – о сопках и теплоте отношений – будут вдохновлять меня, когда я буду, возможно, через несколько месяцев, когда отфильтруются и улягутся впечатления, рисовать Владивосток… Рисовать… Именно об этом всегда мечтал Джордж Уммен – с раннего детства. Но его отец, человек практического склада, та-лантливый инженер, считал: художественное творчество – не профессия, во всяком случае, не та, что приносит семье постоян-ный доход. - Мы долго дискутировали, - смеется, вспоминая, Джордж. – И пришли к компромиссу – я стал архитектором. Но в этом году закончил архитектурную карьеру и полностью сосредоточился на живописи, а вообще пишу картины уже более 20 лет. Я интересуюсь многим в жизни, не живу в изоляции, много времени провожу в Гарварде, а главное – много времени посвящаю благотворительности, и это, наверное, мой главный ответ на проблемы в политической и экономической жизни. Я помогаю так, как могу…Благотворительные программы, в которых принимает участие Джордж Уммен, работают не только в США, но и в Индии – стране, которая его взрастила, воспитала, которую он до сих пор нежно любит… Может быть, поэтому он заметно волновался, когда разговор зашел об Индии… - Индия за последние 20 лет сильно изменилась – в стране возобладали идеи урбанизации. Значительная часть населения переезжает из сельской местности в город, при этом с неудовольствием для себя обнаруживая, что город не обладает достаточ-ной инфраструктурой, чтобы эти люди могли в нем жить комфортно. Они не могут найти работу, спят на улицах. Ганди сказал однажды: сердце Индии находится в деревне, и это правда, образ нашей страны лучше всего виден и понятен именно в сельской местности. Живя в деревне, люди ощущают большую связь с природой. В городе же эта связь рушится… Проблемы такого рода – недостатка инфраструктуры – есть едва ли не у всех городов Индии, впрочем, она не уникальна, с увеличением урбанизации с подобными проблемами столкнулись и Китай, и Латинская Америка.Относительно тех стереотипов, которые сложились у россиян об Индии, я могу сказать, что Индия такая же разнообразная страна, как и Россия. Если мы будем говорить о жителях Владивостока и сравнивать их с москвичами, будет заметна разница. Так же и с Индией. Географически, с точки зрения климата, кулинарии, даже этноса это очень разнообразная страна.- Индия – яркая страна, а в Бостоне, как вы сами сказали, много серого. Хватает ли вам красок в жизни?- Источником моего вдохновения является не только Индия, но все то, что меня впечатляет. В свое время я несколько лет проводил летние месяцы на берегу Атлантического океана в Новой Англии и там увидел так много, что работал с огромным запа-лом. Так же сильно меня впечатляет, к примеру, перемена времен года. Я живу в Бостоне, зимой это очень темный и серый город. Поэтому на зиму, как перелетная птица, я отправляюсь в Кералу, в ту ме-стность Индии, где я родился. И так живу уже много лет, так что, наверное, мне удается брать лучшее и от Бостона летом, и от Кералы зимой и не чувствовать себя оторванным ни от родины, где родился, ни от страны, в которой живу. Индиец я или американец? Хм… Большую часть жизни я провожу в США, но переехал в эту страну уже сформировавшимся человеком. Здесь я учился в магистратуре в Гарварде по направлению городского дизайна. И уверен, что лучший способ интегрироваться в общество – это учеба. Обучение в Гар-варде помогло мне не только профессионально, но и в личном плане. 40 лет я работал архитектором при Гарвардском университете. Я счастливый человек – получал удовольствие от архитектуры, сейчас такое же удовольствие получаю от живописи – что может быть прекраснее?КстатиКАРТИНУ, которую участники совместной акции (а в галерею «Арка» пришли не только студенты академии искусств, но и ученики творческой мастерской Лилии Зинатуллиной) написали вместе с Джорджем Умменом, продадут на крупном аук-ционе в феврале 2011 года. Собранные с продажи средства направят на нужды Детского онкогематологического центра во Владивостоке.Справка ВДЖОРДЖ Уммен – американский архитектор и художник индийского происхождения. Родился и вырос в Индии в штате Керала, учился в Гарварде. Живет и работает в Бостоне.Фото Карины ПОЗДНЯК, «Владивосток»
Автор:
Любовь БЕРЧАНСКАЯ