Овация Бетховену

7 июль 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2758 от 7 июль 2010
Одним из главных – на взгляд меломанов – подарком Владивостоку к 150­летию стало исполнение Девятой симфонии Бетховена, которое завершило длившийся более чем год проект «Великий Бетховен».Владивостокская публика впервые услышала живое исполнение одного из самых известных произведений в классической музыке. Надо отметить, что прежде чем должна была прозвучать Симфония № 9, Тихоокеанский симфонический оркестр под руководством заслуженного артиста России Михаила Аркадьева сыграл всего симфонического Бетховена, все увертюры великого композитора, настроив и подготовив слушателя к этому грандиозному финалу. Музыканты оркестра отвечали всем требованиям в профессиональном смысле и были полностью готовы к исполнению великой Девятой.Чтобы симфония состоялась, была необходима подготовка сцены в чисто техническом плане ­ зал филармонии сильно ограничен в возможностях и масштабах. Но этот вопрос удалось решить довольно успешно путем особой расстановки в помещении: оркестр разместился в первых трех рядах зала, а хор расположился на авансцене.Благодаря игре приглашенных исполнителей (из Японии, Южной Кореи и США) публике посчастливилось услышать прекрасное звучание валторны, скрипок, виолончелей, контрабаса, контрфагота и гобоя. Особенно интересен факт участия в сводном оркестре генерального консула Японии во Владивостоке Джуна Ямады (валторна) и консула генерального консульства США Джеффа Ротэринга (большой барабан). В хоре пел почетный консул Германии в отставке Манфред Брокманн.Как известно, выдающееся произведение Бетховена является первым образцом симфонии, когда человеческий голос был включен в один ряд с музыкальными инструментами (речь идет об «Оде к радости»). Ответственность за руководство сводным хором взяла на себя Маргарита Плешкова, заслуженный работник культуры РФ. Ее высокий профессионализм позволил организовать работу хорового коллектива, создавшего сильное эмоциональное воздействие на слушателей.Прежде чем публика услышала голоса солистов и всего хора, она пережила удивительное время погружения в мир человеческих переживаний, которые донесли звуки оркестра. Это были миры активной пульсации, ритма, завораживающих интонаций тревоги, напряжения, радости, ликования и, наоборот, миры созерцания и философских размышлений. Все исполнители, сосредоточенные и организованные, были полностью поглощены процессом. Все монументальное творение завершила огромная ликующая сила хорового гимна. Благодарная и отзывчивая публика устроила настоящую овацию.Девятая симфония на сцене Приморской филармонии пополнила ряд самых значительных и серьезных работ, проведенных в Тихоокеанском симфоническом оркестре. Дай бог этому взрослеющему в профессиональном смысле коллективу развития и процветания!

Автор: Марина БОНДАРЬ