Плюс электронизация всей страны
Высокие технологии помогут снизить зависимость граждан от чиновников
Высокие технологии помогут снизить зависимость граждан от чиновниковПолучить и оформить необходимые документы без общения с чиновниками, длительного сбора справок и изнурительного стояния в очередях – не это ли является мечтой любого россиянина?О том, когда мечта станет реальностью, много говорили в ходе дальневосточной Недели информационных технологий «Дальинфоком-2010».15 минут – и ты бизнесменВ конце прошлого года президент России Дмитрий Медведев с официальным визитом посетил Сингапур. Хотя в центре внимания оказались экономические вопросы, одной из целей российской делегации являлось ознакомление с тем, как в Сингапуре поставлена работа по оказанию государственных услуг населению – оформлению документов, регистрации бизнеса и права собственности и многих других.Неудивительно, что Сингапур часто приводился в качестве образцового примера для российских чиновников в ходе «Дальинфокома». Ведь количество оказываемых дистанционно государственных услуг в Сингапуре превышает полторы тысячи. Это даже больше, чем в странах Западной Европы, где по Интернету и через специальные автоматы можно получить 600–700 услуг. И хотя свою роль играют конечно же сравнительно небольшая численность населения и крохотная территория Сингапура, степень «электронизации» тамошних правительства и общества поражает. Например, каждый житель азиатского города-государства старше 15 лет имеет собственный идентификационный номер, своего рода уникальный электронный «паспорт», который используется во всех процессах. Зарегистрировать бизнес можно буквально за 15 минут, всего лишь заполнив регистрационную форму. Сроки принятия решений по всем остальным вопросам, связанным с оформлением документов, также жестко регламентированы. В случае, если орган власти не успевает отреагировать на заявление гражданина в установленный срок, он обязан сообщить об этом человеку и обосновать причины, по которым решение вопроса затянулось. Россиянам о таком подходе пока остается только мечтать...Впрочем, Сингапур к своему «электронному правительству» шел почти три десятилетия. В России аналогичную задачу планируется решить к 2014 году. Успеем ли?– Прежде чем переводить услуги в электронный формат, власти Сингапура резко сократили количество лицензий, упростили сам регламент регистрации, создав режим «одного окна». Благодаря этому человеку для решения какого-либо вопроса достаточно дистанционно обратиться только в одно ведомство, – поделился своими наблюдениями заместитель полпреда президента в ДВФО Александр Левинталь.Как это будетДля координации работ по переходу к электронной форме оказания государственных услуг в ДВФО недавно была создана специальная рабочая группа под руководством директора дальневосточного филиала ОАО «Ростелеком» Ивана Зимы. Символично, что первое заседание рабочей группы состоялось во время дальневосточной Недели информационных технологий «Дальинфоком-2010», проходившей во Владивостоке. Благодаря видеосвязи к разговору о будущем «электронного правительства» подключились чиновники и связисты практически из всех дальневосточных регионов.В процессе обсуждения выяснилось, что на Дальнем Востоке наиболее активно работа по внедрению электронного документооборота идет в Приморском и Хабаровском краях. В остальных регионах к этим проектам приступили лишь единичные муниципальные образования, а планы и конкретные сроки реализации проектов «электронного правительства» пока не разработаны.Впрочем, и в Приморье основная работа еще впереди: внедрение электронной формы оказания услуг потребует внесения изменений в законодательство на всех уровнях, а также значительных финансовых затрат. В довольно короткие сроки предстоит создать новые сети обмена данными, оборудовать инфоматами почтовые отделения на всей территории края и самое главное – научить пользоваться новой техникой все категории населения.– Проект «Электронное правительство» – недешевое удовольствие, однако определенную сумму назвать пока нельзя. Но мы очень надеемся, что финансирование будет идти и из федерального, и из краевого, и из муниципальных бюджетов, – обозначил свою точку зрения директор департамента связи и информатизации администрации Приморского края Алексей Щуров. – Я полагаю, что финансовое участие муниципалитетов в проекте должно быть значительным, потому что очень много государственных услуг оказывается именно на муниципальном уровне. Причем речь в данном случае идет не только о городских округах и районах, но и о нижестоящем уровне власти – поселениях.Как подчеркнул Алексей Щуров, стоимость внедрения «электронного правительства» в Приморье и процентное соотношение затрат из бюджетов разных уровней будут определены уже до конца 2010 года – сроки перехода на электронную форму оказания услуг поставлены очень жесткие, и медлить с началом работ нельзя. Добавим, что в ходе заседания рабочей группы заместитель полпреда в ДВФО Александр Левинталь посоветовал чиновникам, отвечающим за развитие телекоммуникаций, быть понастойчивее при верстке региональных бюджетов на следующий год. Заместитель полпреда подчеркнул, что проект «Электронное правительство» курируется лично президентом страны, а также пообещал административную поддержку на случай, если главы регионов не захотят активно раскошеливаться на реализацию проекта.Тем временем«Круглый стол» на тему «Киберпространство для лиц с ограниченными возможностями» прошел во Владивостоке в рамках Недели информационных технологий «Дальинфоком -2010». По словам директора краевого департамента связи и информатизации Алексея Щурова, в ходе планируемой в 2010 году реконструкции интернет-портала администрации Приморья появится вариант страницы для слабовидящих пользователей. Аналогичные страницы могут появиться и у ряда муниципальных образований. Версии интернет-сайтов для слабовидящих людей отличают крупный шрифт и отсутствие изображений.
Автор:
Александр САЛКОВ, «Владивосток»