Конгресс как предчувствие саммита
Дорога в АТР проходит через Владивосток
Дорога в АТР проходит через ВладивостокВ столице Приморья завершил свою работу Тихоокеанский экономический конгресс. В четвертый раз в краевом центре представители науки, деловых кругов и государственной власти стран АТР собираются для обсуждения актуальных вопросов развития сотрудничества между странами.Первый Тихоокеанский экономический конгресс состоялся в 2007 году. С его трибуны министр финансов Алексей Кудрин объявил о намерениях государства направить громадные объемы инвестиций в Дальневосточный регион и провести во Владивостоке в 2012 году саммит стран–участниц АТЭС. «Я приехал сюда с деньгами, деньгами большими», – сказал тогда Алексей Кудрин. Главной задачей первого конгресса была презентация Владивостока как центра сотрудничества стран АТР. Инвесторам и потенциальным партнерам были представлены в основном проекты создания игорной зоны в бухте Муравьиная под Артемом и объектов предстоящего саммита АТЭС.Многие тогда не скрывали скепсиса, считая бесперспективным и сам конгресс, и надежды на положительное решение о проведении саммита во Владивостоке. Однако за прошедшее с тех пор время – небольшой срок в масштабах 150- летней истории Владивостока – экономика региона в полной мере ощутила на себе беспрецедентные вливания, которые не были свернуты даже в разгар мирового финансового кризиса.Дивиденды от инвестиций Четвертый Тихоокеанский экономический конгресс прошел менее пафосно, чем первый. И дело здесь не в статусе мероприятия – он по-прежнему достаточно высок. Нынешний – более деловой и прагматичный, на нем обсуждались конкретные проекты и проблемы. Отсутствие громких выступлений и заявлений, рассчитанных на публику, сказалось на числе журналистов – их стало меньше в разы. Если в 2007‑м за ньюсмейкерами бегали свыше 30 операторов с телекамерами центральных и иностранных каналов, не считая пишущих и снимающих коллег, то в 2010‑м ажиотажа и охотников за «горячими» новостями не было, а число журналистов было более чем скромным.Девизом прошедшего конгресса стал лозунг «Россия – тихоокеанский вектор развития». Центральное внимание было уделено совершенствованию инфраструктурных, инвестиционных и инновационных секторов. В рамках экономического конгресса прошли дискуссионные сессии «Дальний Восток – транзитный узел в Азиатско-Тихоокеанском регионе», «Будущее Дальневосточного федерального университета и перспективы центров высоких технологий на Дальнем Востоке», «Владивосток- 2012: дивиденды от государственных инвестиций», «Финансовые аспекты: инфраструктура – инвестиции – инновации».В пленарном заседании конгресса принял участие губернатор Приморья Сергей Дарькин. Обращаясь к участникам конгресса, он подчеркнул, что Азиатско-Тихоокеанский регион становится мировым центром в производстве продукции и миссия нашего края – быть форпостом для встраивания России в АТР.–В условиях глобализации странам региона предстоит вместе отвечать всем вызовам XXI века, а значит, расширение сотрудничества между странами РФ и АТР – главная задача, которая стоит перед нами, – сказал Сергей Дарькин. – Темпы роста, которых мы планируем достичь, это темпы роста наших азиатских соседей – 7-8 процентов в год.По словам губернатора, Приморье связано торговыми отношениями с 84 странами мира, но наибольшая часть товарооборота, примерно 85 процентов, приходится на КНР, Республику Корея и Японию. В наших отношениях отмечен резкий скачок, и связан он прежде всего с новыми отраслями производства, которые начинают развиваться в крае. К числу таких сфер Сергей Дарькин отнес организацию кластера по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья. Это прокладка газопровода Сахалин–Хабаровск–Владивосток, строительство магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО)», нефтеперерабатывающего завода и предприятия по сжижению природного газа. Кроме поставки углеводородов на экспортные рынки АТР большое количество сырья планируется перерабатывать в крае. Кстати, уже сейчас формируется специальный сорт нефти «ВСТО», который по своим качествам не уступит ближневосточной нефти, традиционной на азиатских рынках.Также в Приморье впервые начата реализация крупномасштабных совместных проектов по строительству двух суперовых верфей: «Звезда – DSME» с участием российско-корейского капитала и российско-сингапурской «Восток-Раффлс». На них будут строиться танкеры и газовозы, а также платформы для добычи в море углеводородов. На их мощностях возможно и строительство современного крупнотоннажного рыбопромыслового флота.Еще одна важная задача, стоящая сегодня перед краем, – развитие инновационных производств. Сегодня крайне мала доля производимой в Приморье инновационной продукции. На островной территории Владивостока – на острове Русском возводится Дальневосточный федеральный университет. Это будет не только институт генерации и распространения знаний, на его базе планируется создать мощный научно-производственный кластер. Одним из направлений исследовательской деятельности ДВФУ станет геронтология. Ученым предстоит решить проблему продления человеческой жизни, создавая и используя препараты на основе переработки морских биоресурсов. Как отметил ректор Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Волков, ДВФУ должен получить более высокий статус наукограда, чтобы быть адекватным этим амбициозным планам.Административные издержки В условиях глобализации экономики транспортные потоки постепенно смещаются в страны АТР, потому в регионе приоритеты отданы транспорту и логистике. По словам министра промышленности и транспорта Игоря Левитина, отмечен значительный рост грузооборота в дальневосточных портах. За 5 месяцев этого года грузопоток вырос на 43 процента по сравнению с тем же периодом 2009 года. Однако сдерживающим фактором роста темпов переработки грузов является нехватка перегрузочных мощностей по целому ряду грузов, особенно угольных и зерновых. В развитии портовых мощностей заинтересованы как российские, так и иностранные компании, занимающиеся трансконтинентальными перевозками, поэтому здесь для привлечения инвестиций планируется создать портовую особую экономическую зону. Сейчас разрабатывается новая концепция развития порта Восточный под Находкой.Стоит отметить, что зерно – новый ресурсный потенциал России, эксперты оценивают экспортные возможности в 20 миллионов тонн. В 2008 году наша страна перегнала в два раза по запасам зерна известные зерновые страны – Канаду и Бразилию, а в прошлом году опередила США. Однако в сфере поставок Россия не использует свои возможности. Кратчайшая транспортная составляющая позволит нашему государству стать главным экспортером зерна в АТР. Сейчас рассматривается вопрос о строительстве крупных зерновых терминалов на Дальнем Востоке. Кстати, в связи с созданием Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии расходы по перевозкам зерна из Казахстана в порты ДВ возможно сократить за счет снижения издержек на таможенное оформление груза.Именно административные издержки при транзите груза стали главным предметом обсуждения транспортников. Как отметил генеральный секретарь международной ассоциации «Координационный совет по транссибирским перевозкам» Геннадий Бессонов, административные потери на оформление грузов при входе на территорию России отпугивают грузовладельцев от российских перевозчиков. Например, сумма затрат на обработку одного двадцатифутового контейнера (таможенные, стивидорные издержки) в российских портах составляет 270 долларов США, и на это уходит от 7 до 14 суток. В портах Европы норма оформления – 12 часов и обходится грузовладельцу в 35 евро. В порту Шанхая за те же манипуляции запросят 50–70 долларов США, а времени уйдет до двух суток. В России же все участники транспортировки защищают свои расценки и уверяют, что они верные, а завышают другие: железнодорожники кивают на портовиков, те – на железнодорожников, и все вместе – на таможню. Но проблема не решается, в итоге Россия теряет грузопотоки.Высокие таможенные барьеры считают преградой для развития транзитных маршрутов и иностранцы.–Выгодное географическое положение Владивостока необходимо использовать, – сказал губернатор префектуры Тоттори Синдзи Хираи. – Для нас очень интересно и важно соединение существующих в России маршрутов, например Транссиба, с новыми линиями, такими, как открытая год назад паромная линия Владивосток–Донгхэ–Сакаиминато. Однако в полной мере реализовать этот проект не удается. Существует сдерживающий фактор – определенные барьеры, прежде всего таможенные.Проверка на прочность–К нынешнему Тихоокеанскому экономическому конгрессу проявили немалый интерес наши зарубежные партнеры, здесь присутствовали делегации из 10 стран, – отмечает директор департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края Олег Щека. – Если проанализировать состав участников, то впечатляет большая делегация Японии, которую представляли высокопоставленные политические и деловые круги. Предприниматели Страны восходящего солнца очень осторожны – долго анализируют ситуацию, прежде чем начинать работать всерьез и надолго. Российское руководство в свое время продекларировало планы развивать юг Приморья и сделать Владивосток форпостом России в АТР. Японский бизнес, которого долго здесь не было, увидел, что инвестиции в эту территорию защищены прежде всего тем, что сюда вкладываются небывалые объемы бюджетных средств РФ, а также крупнейших корпораций, таких как Газпром, Роснефть, Транснефть, которые не будут выбрасывать деньги просто так. Именно поэтому на экономический конгресс во Владивосток прибыли большие делегации таких компаний Японии, как Мицуи, Исудзу, лично губернатор префектуры Тоттори Синдзи Хираи, мэры японских городов. Это значит, что Япония увидела перспективы российского Дальнего Востока.
Автор:
Татьяна ЯРМОЛЕНКО «Владивосток»