Дождь смывает не только следы
Строители и депутаты поговорили об уровне городской канализации
Строители и депутаты поговорили об уровне городской канализацииПроблему очистки ливневых стоков приморской столицы не поможет решить даже строительство очистных сооружений к саммиту АТЭС. Более того, некоторые из строящихся сейчас объектов могут еще сильнее усугубить ситуацию с загрязнением прибрежных вод.Такие неутешительные выводы были сделаны Ассоциацией строителей России по Дальневосточному федеральному округу. На прошлой неделе строители представили результаты своих исследований и предложения по решению проблемы в краевое Законодательное Собрание, а в ближайшее время намерены обратиться и в Думу Владивостока.По мнению специалистов строительной ассоциации, обилие осадков летом в сочетании с холмистым рельефом местности приводит к интенсивной эрозии почв, особенно в зоне городской застройки, лишенной естественного растительного покрова. Во время сильных дождей с городских территорий смывается бытовой мусор, содержащая тяжелые металлы фасадная краска, остатки горюче-смазочных материалов. Заметную долю загрязнения составляет собственно асфальт, который интенсивно разрушается и попросту смывается в море в течение всего теплого периода. Кроме того, интенсивная «перестройка» Владивостока в связи с подготовкой к саммиту уже приводит к негативным последствиям. Например, сейчас по левому берегу Второй речки уже прокладывается дюкер постфекальной канализации, который фактически перерезает ливневые стоки со стороны «БАМа» и Постышева. В перспективе это может привести к тому, что «отгороженные» дюкером улицы могут быть подтоплены после сильного дождя.При этом строительство очистных для фекальных вод не решит всех экологических проблем Владивостока. Во‑первых, постфекальные стоки отличаются от ливневых по способу канализования и технологии очистки. Во‑вторых, пропускная способность коллекторов постфекальной канализации даже при наличии новых очистных сооружений будет значительно меньше той, которая бы позволила справиться с очисткой ливневых вод. Проектная мощность всех очистных сооружений Владивостока после завершения их строительства составит 600 тысяч кубометров в сутки. Однако периодически налетающие на Приморье тайфуны, бывало, приводили к образованию стока до 12 миллионов кубов в сутки. Излишне говорить, что при этом в море выносилось все, что плохо лежало…Строители предлагают решить проблему за счет создания специальной структуры в форме краевого унитарного предприятия, которое бы занялось строительством и последующей эксплуатацией системы ливневой канализации на территории Владивостока. На первом этапе предлагается построить те участки системы, работа которых будет непосредственно обеспечивать нормальное функционирование объектов саммита АТЭС. По предварительным оценкам проектировщиков, стоимость этих работ составит 3,1 миллиарда рублей. На втором этапе, после 2012 года, предстоит построить современную систему ливневки по всему городу, что займет 10–15 лет. Финансировать проект предлагается из федерального бюджета и за счет коммерческих инвестиций. Привлекать государственные средства разработчики проекта советуют в рамках федеральной целевой программы развития Владивостока. А стимулировать бизнес предлагается с помощью последующих льгот по оплате подключения к канализации.Все эти предложения содержатся в проекте долгосрочной целевой программы «Ливневая канализация Владивостокского городского округа», который члены Ассоциации строителей России по ДВФО представили краевым депутатам на недавнем заседании профильного комитета ЗС ПК. Однако парламентарии, согласившись с тем, что проблема существует, и одобрив в принципе идеи строителей, посоветовали им для начала обратиться в Думу Владивостока.–Заказчиком разработки программы или «покупателем» готового проекта может быть только муниципалитет, – отметил председатель комитета по продовольственной политике и природопользованию ЗС ПК Сергей Сидоренко. – Поэтому было бы логичнее сначала поставить вопрос о проекте ливневки перед думой и администрацией Владивостока, чтобы те предусмотрели бюджетные ассигнования на проектные работы. Только после этого можно ставить вопрос о софинансировании работ по строительству системы ливневой канализации из краевого бюджета.Кстати, вскоре проект строительства ливневой канализации будет обсуждаться уже на заседании Думы Владивостока. Возможно, именно тогда дело с очисткой канализационных стоков краевого центра сдвинется с мертвой точки.
Автор:
Александр САЛКОВ, «Владивосток»