Традиционная или развивающая?

Начальные школы бывают разными

7 июль 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2758 от 7 июль 2010
Начальные школы бывают разнымиВ обучении, как и в любом деле, хорошее начало играет важную роль, поэтому выбор начальной школы не менее ответственная задача, чем выбор вуза, причем ответственность здесь полностью лежит на родителях. Как сделать правильный выбор, советуют читателям «В» специалисты Приморского института переподготовки и повышения квалификации учителей.Для начала отметем все ненужное. Для младшего школьника вопрос «Гимназия или общеобразовательная школа?» важен только с одной стороны – насколько хорошо оснащена школа учебными материалами, инвентарем, насколько в ней комфортно и удобно ли добираться до школы. Учебные программы начинают существенно отличаться только со средних классов. Тем не менее существуют различные системы обучения в начальной школе: традиционная и развивающая. К традиционной относятся программы: «Начальная школа XXI века», «Школа-2100», «Школа России», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива». К развивающим - системы Занкова и Эльконина-Давыдова. Все модели обучения имеют общую цель – развитие личности ребенка, формирование у него желания и умения учиться.В Приморском крае наиболее распространены такие программы, как «Школа России», «Гармония», «Начальная школа XXI века», «Школа-2100», «Планета знаний» и система Занкова. Есть школы, в которых все начальное звено обучается по одному учебно-методическому комплекту (УМК), как, например, в школе № 33 г. Владивостока. Но чаще всего начальная школа реализует программы сразу нескольких комплектов, так что у родителей есть возможность выбора. Обучаясь по любому из этих УМК, ученик имеет возможность получить одни и те же знания, определенные государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но они не обязательны для усвоения.Сразу предостережем беспокойных родителей: не стоит «покупаться» на красивое название «развивающая» и отрицать традиционную систему. Во многих традиционных учебно-методических комплектах (например, «Начальная школа XXI века» и «Школа-2100») реализуются основные идеи и принципы развивающего обучения, используются современные методы и технологии образования. В обязанности учителя входит знакомство родителей будущих первоклассников с комплектом, по которому предстоит обучаться их детям. Но на конечный выбор влияют вещи более земные, например, готовность родителей «выложить» за новый комплект учебников от двух с половиной до четырех тысяч рублей.«Школа России» – это тот комплект, по которому мы все учились. И хотя с 2000 года в его содержании произошли серьезные изменения, цели обучения остались прежними. Родителям нынешних первоклашек знакома традиционная система обучения. Уроки начинаются с новой темы или проверки, что усвоил класс на предыдущих занятиях. Затем объяснение нового материала по стандартной схеме: сначала правило, потом примеры, далее практикуемся в применении всего, что объяснили, выполняя задания (чаще всего однотипные) сначала в классе, потом дома. Разжевали – в рот положили, попробуем проглотить. А как переварили, проверим и оценим на контрольной или самостоятельной.В комплекте «Начальная школа ХХI века» рассматривается проблема формирования ведущих способов учебной деятельности младшего школьника. Это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность» и комплект педагогической диагностики, который позволяет отслеживать успешность детей в обучении. Система также реализует основные идеи развивающего обучения. Деятельность строится на принципах дифференциации, то есть каждому ребенку предлагается посильный уровень.«Школа-2100» под редакцией А.А. Леонтьева – это комплект, самый распространенный в крае после «Школы России». Учителя начинали работать по отдельному предмету программы «Литературное чтение» примерно 12 лет назад. С каждым годом по этой образовательной программе работают все больше учителей. В ней хорошо решена проблема преемственности дошкольного, начального и основного образования. «Планета знаний» – первый комплект учебников и программ для начальной школы, в которых полностью реализован государственный стандарт. Среди авторов – четыре заслуженных учителя России. В программе отлично подобраны разнообразные тексты по русскому языку и чтению. Помимо хороших текстов по чтению составлены интересные вопросы, развивающие задания. Ребенок должен сам придумать сказку, домыслить текст, сделать рисунок. Математика интересна тем, что каждое задание подводит ученика к самостоятельному ответу. В отличие от стандартной программы – учитель объяснил, ученик выполнил – «Планета знаний» не перегружает учащихся. Занимающиеся по этой программе дети заметно отличаются от тех, которые учатся по классической. Эти дети творческие.Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, творческое постижение материала. Учитель не выдает школьникам истины, а заставляет до них докапываться самим. Схема здесь обратная традиционной. Даются примеры, а учащиеся самостоятельно делают теоретические выводы. Дидактические принципы этой системы – быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «части речи». Причем приходить к пониманию тех или иных понятий они должны самостоятельно. Обучение в данной системе дает хорошие результаты.Общий недостаток развивающих систем Занкова и Эльконина-Давыдова состоит в том, что они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. Однако есть надежда на то, что с введением в 2011 году новых стандартов начального общего образования учителя вынуждены будут перестраивать свои методические системы. Как выбрать программу? Психологи рекомендуют исходить не из системы, которая вам нравится, а учитывать особенности самого ребенка. Но, на наш взгляд, выбирать надо даже не систему, а учителя. Если он понравился ребенку, установил с ним контакт, обучение будет успешным. А плохого учителя никакая самая передовая программа не спасет.

Автор: Людмила ПУТИНЦЕВА,Юлия СЕНИЧЕВА