Он памятник воздвиг... студентам
Художник, скульптор и преподаватель Анатолий Кротов представил свои работы к юбилею города, которому посвятил свою жизнь
Художник, скульптор и преподаватель Анатолий Кротов представил свои работы к юбилею города, которому посвятил свою жизньВчера во Владивостоке в Приморской государственной картинной галерее (Партизанский проспект, 12) открылась выставка живописи известного художника Анатолия Кротова.Попал в соавторыАнатолий Кротов счастливый человек. Ему повезло родиться 2 июля, в день рождения Владивостока, города, которому он посвятил большую часть своей жизни и почти все свои работы. Хотя родился он в Хабаровске 72 года назад, а вуз оканчивал в Москве: Анатолий Иванович учился в Московском высшем художественно-промышленом училище (МВХПУ, бывшее Строгановское) на отделении «Интерьер и оборудование». Во Владивосток Кротов вернулся в 1974 году.Кстати, с Первопрестольной художника до сих пор связывает его первая фундаментальная работа - памятник преподавателям и студентам-добровольцам химико-технологического института имени Менделеева, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Этот монумент, отлитый в бронзе, стоит во дворе Менделеевки (станция метро «Новослободская»).Кротов делал его вместе с другом, живописцем и скульптором, заведующим кафедрой живописи Академии изящных искусств, а тогда выпускником Строгановки Александром Волковым. Проект памятника был дипломной работой Волкова.- Администрация Менделеевки хотела установить памятник на территории института, и непременно к 9 мая 1966 года, то есть на два месяца раньше сдачи дипломной работы. Сроки были нереальными. Даже педагог-руководитель Александра по архитектурной работе отказался от участия в проекте. Саша был в отчаянии: диплом – на грани срыва. Он обратился ко мне: что делать? А я учился на факультете интерьера и в вопросах архитектуры разбирался лучше него, – вспоминает Анатолий Иванович.Друзья в кратчайшие сроки разработали архитектурный проект, подготовили строительные чертежи. Вместе вели технический надзор за строительством. Так студент Строгановки Анатолий Кротов стал полноправным соавтором Александра Волкова.Памятник студентам-добровольцам был торжественно открыт в День Победы. Это была первая дипломная работа, воплощенная в металле и установленная в Москве. Но фамилии Кротова не оказалось в списках авторского коллектива: студент не мог считаться педагогом-руководителем. Авторство Анатолия Ивановича было официально подтверждено много лет спустя.Сказки кончилисьДругой фундаментальной работе Анатолия Кротова – панно в фойе Приморской краевой филармонии – повезло меньше. Оно было установлено над входом в зрительный зал в 1981 году и уничтожено в 2005-м во время ремонта. Но жители Владивостока до сих пор помнят работу Кротова.- Когда в 1981 году мы приступили к ремонту филармонии, она была почти разрушена, - рассказывает Кротов. - Я там пять лет занимался реставрацией и росписью. Местные художники отказывались от работы в филармонии. Они привыкли делать все быстро и сразу получать «бабки», а там надо было торчать каждый день, с утра и до вечера. Мы делали роспись, фонари, доски из металла, керамические напольные вазы. В 1993 году я это все реставрировал, там был пожар, а после пожара вазы исчезли...- В новом Дворце пионеров на остановке «Дальпресс» я делал в вестибюле корабль и бассейн. В бассейне сейчас стоят цветы, а корабль (он висит под потолком) уже раздербанили. Когда-то во Дворце пионеров был хороший зимний сад, но его тоже сейчас нет – разрушили. Там была комната сказок, но и этой комнаты уже нет, - вздыхает художник.Сейчас не до монументализмаСудьба Кротова сделала очередной поворот во времена перестройки, когда сломалась система Союза художников СССР – живописцы и скульпторы оказались предоставлены сами себе. Многие «творцы» растерялись, выяснилось, что искусство для них было лишь ремеслом, способом заработка, а не призванием и потребностью творить.Независимый и гордый Кротов не стал потакать вкусам толпы в поисках коммерческого успеха... Анатолий Иванович устроился преподавателем во Владивостокское художественное училище, где он мог оставаться самим собой. И тут случилось чудо: художник, привыкший к фундаментальному размаху в творчестве, нашел себя в малом формате, в живописи. На своих холстах, которые он изначально создавал для «внутреннего потребления» и не предполагал явить их народу, художник раскрылся как личность, создав свой необычный мир, вопреки и наперекор жизненным обстоятельствам. Не зря говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло...- Сейчас я не работаю в училище - мне уже трудно преподавать. На какие-то большие работы у меня тоже сил нет. Да и не предлагают мне ничего. Но, если и предложат, я могу сделать только эскизы и взять на себя какое-то руководство. Монументальная работа – это страшно тяжело и дорого. Я не представляю, кто сейчас за нее может взяться. Хороших материалов в Приморье нет, они стоят огромные деньги, - грустно улыбается Анатолий Иванович.Кстати, в 1981 году именно по настоянию художника Кротова в зале Приморской краевой филармонии появились мягкие кресла, а в фойе люстра made in Japan. Они были очень дорогими, но качественными. Потом эта люстра перекочевала в здание администрации Приморского края. Сейчас в филармонии кресла из Китая......Нынешняя персональная выставка художника Кротова не первая, но значимая. Ему предлагали сделать выставку на 70-летие, но он отказался: не было буклетов. А без буклетов, по его мнению, нет смысла делать выставку.От редакции«В» поздравляет Анатолия Ивановича Кротова с днем рождения! Желаем ему здоровья, долгих лет жизни и творческих успехов.
Автор:
Сергей КОЖИН