Место самим богом ниспослано
Владивосток создан, чтобы быть русским городом
Владивосток создан, чтобы быть русским городомВ самом факте явления Владивостока, право, есть некое таинство, мистика. Еще в начале 60-х годов прошлого века на это указывала поэтесса Новелла Матвеева, представительница славного приморского литературного племени:О Владивосток! Вопреки всемуЗлу земли – суете и смешению,Низко издали кланяюсь я твоемуДо сих пор не открытому гению!Сюда придут русские Самые выдающиеся умы, посещая град нашенский, неизменно задавались вопросом: «Почему на берегу этой уникальной бухты прежде не появился порт?». Когда-то ведь, в незапамятные времена, здесь уже селились люди. Почему же целые столетия, по некоторым сведениям, порядка 800 лет, пустовал берег?Совсем рядом древнейшие цивилизации, государства… И тем не менее дивные эти места обходились стороной. Словно свыше некто повелел: не занимать – сюда придут русские.Владивосток уникален хотя бы уже тем, что это единственный в своем роде пример, когда на его будущем месте еще конь не валялся, а уже по городам и весям катилась молва: есть такой порт.Впервые термин Владивосток мы находим в церковных документах… за год до начала строительства. О нем, как о свершившемся факте, пишут петербургские газеты, значится он и в распоряжениях военных ведомств.Идею порта в российских южных гаванях на Тихом океане подал, как известно, первый губернатор Приморской области адмирал Петр Казакевич. Солдаты высадились на берег бухты Золотой Рог 2 июля (по старому стилю – 20 июня) – аккурат в день рождения – кого бы вы думали? – Петра Васильевича Казакевича!Случайность? Закономерность? Или опять – свыше?С первого колышка стало ясно – место под порт самим господом богом ниспослано. Форпосту быть только здесь – и нигде больше!И, надо сказать, с первых дней целые десятилетия целенаправленные, последовательные действия центра – укрепление поста, потом порта и города, введение местного самоуправления, продуманная переселенческая политика, придание статуса порто-франко, система льгот для флотских командиров: «прослужил 20 лет плюс корабль сберег в ходовом состоянии – получай прибавку к пенсии и в придачу звание внеочередное».Развитие города-порта было под пристальным вниманием первых лиц, включая государя-императора. Где это было видано, чтобы царь взял под личный контроль разработку и утверждение герба окраинного города? А тут сам Александр III озаботился проблемой, и герб Владивостока, появившийся в 1883 году, по праву считается шедевром отечественной геральдики.Бес попутал…Словом, до определенного периода внимание центра было – ну хоть учебник по градостроительству пиши. Но…В какой-то момент, как принято на Руси говорить, бес попутал. Другие проекты, другие перспективы увлекли верховных мужей. Навеваемые то проходимцами (проект «Желтороссия»), то авантюристами («безобразовская клика», приведшая страну к войне), то государственными мужами (Витте), смысл тайных устремлений которых уразумеваем только сейчас.Результат же один – Владивосток под сомнение, во главу угла – другие имперские начинания.Сколько копий было сломано, где быть форпосту: в Николаевске-на-Амуре, Посьете, Ольге? Сегодня это звучит странно и даже смешно. Но в течение почти полувека населению города было не до смеха. В конце концов, после распрей и перетягиваний каната – не подошли варианты. Ни первый, ни второй, ни третий, но…Всплыли – четвертый и пятый…Великие столичные деятели поставили на «неприступный» Порт-Артур и «коммерческий проект века» Дальний. Несмотря на резкие протесты тихоокеанцев, в первую голову – командующего Тихоокеанской эскадрой адмирала Дубасова (того самого, что в первую русскую революцию, будучи уже московским градоначальником, прикажет «патронов не жалеть, холостых залпов не давать». – Прим. авт.) и знаменитого мореплавателя, исследователя Мирового океана вице-адмирала Макарова – все тщетно.С другой стороны, мину замедленного действия закладывал «желтороссийский» проект КВЖД. Наконец, аккурат перед войной с Японией по инициативе Сергея Витте город лишился служившего верой и правдой почти сорок лет статуса порто-франко.… но вовремя спохватилисьВсе верховные потуги оказались в итоге роковым заблуждением – и «суперпорты» в Маньчжурии, и стальная «панама» – КВЖД. Остался Владивосток.Его значение резко возросло после Русско-японской войны – всем стало ясно, что нечего от добра добра искать. Теперь уже находятся средства на достройку крепости, бурно развивается торговля, строится город.Потребовалась военная катастрофа, чтобы спуститься с небес на землю и заняться насущным – внутренним устройством, озаботиться освоением новых транспортных артерий, в частности, Северного морского пути. И здесь Владивостоку суждено было сыграть выдающуюся роль.Именно отсюда уходили в 10-е годы экспедиции – ключевые, судьбоносные, впервые в истории мореплавания русские моряки прошли Северным морским путем с востока на запад, доказав тем самым перспективность северных маршрутов.Именно владивостокской экспедиции Бориса Вилькицкого суждено совершить последнее в истории мореплавания великое географическое открытие – обнаружить и нанести на карту архипелаг Императора Николая (современное название – Северная Земля. – Прим. авт.), прирастив в одночасье к России территорию, равную по площади Голландии, Дании и Бельгии, вместе взятым.Пройдет еще несколько лет, и другая экспедиция с владивостокской пропиской – Бориса Давыдова сохранит для России остров Врангеля, на который уже снаряжались экспедиции иностранных охотников до чужих территорий.Излишне, наверное, доказывать стратегические выгоды северных открытий, особенно в свете сегодняшних геополитических реалий.Восточная политика – дело тонкое Начиная с 10-х годов значение Владивостока как форпоста на Тихом океане уже никем не оспаривается, не ставится под сомнение. Примечательно, что даже такие антиподы, как Ленин и Колчак, в отношении Владивостока мыслили совершенно одинаково. Для главы Советского государства – «Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский», по Верховному правителю – «Владивосток есть русская крепость» – и точка!..Как это ни покажется странным и, наверное, непривычным для некоторых, скажем так, ортодоксальных теорий, но подлинное значение Владивостока больше всего осознала советская власть.Начиная с 30-х годов и вплоть до середины 80-х, пока страну не захлестнет «горбикатастройка», федеральный центр последовательно наращивал здесь военный, экономический и научный потенциал. В предвоенные 30-е годы на высшем уровне принимается ряд исключительно важных решений.Только один пример. На модернизацию Дальзавода – главной восточной судоремонтной базы – по указанию Москвы выделялось 150 миллионов рублей, по тому времени это были колоссальные деньги. А еще спешно приводился в порядок «крайний» приморский участок Транссиба, строились новые и модернизировались уже существующие порты.Владивосток с лихвой окупит выданные авансы, став важнейшим на востоке страны стратегическим плацдармом по обеспечению фронта – воинским контингентом, поставками продовольствия, прежде всего морепродуктов, обеспечением бесперебойного транзита грузов по ленд-лизу.50-е, 60-е и особенно 70-е годы – пик экономического подъема. Дальневосточное пароходство, насчитывавшее более 200 судов, становится серьезным конкурентом крупнейших судоходных компаний мира. Своего апогея достигнет рыбный промысел. Базировавшиеся во Владивостоке большинство предприятий Дальрыбы давали до 40 процентов добываемых в СССР морепродуктов. В конце 70-х страну облетела весть: достигнут знаковый рубеж – в Приморье выпущена миллиардная банка консервов!Владивосток – человеческий Клондайк Понятно, экономика, военный потенциал – это всегда у нас во главу угла. А если перевести на гуманитарный, человеческий язык – как в этом плане?Только конспективно, выборочно и только – с нашенским адресом. Первое на Дальнем Востоке научное учреждение – Общество изучения Амурского края – создано в 1884 году, первый вуз – Восточный институт – в 1899-м. Восточная наука зарождалась здесь: сначала – Тихоокеанский филиал АН СССР, затем – ДВНЦ, далее – ДВО АН СССР, сегодня – РАН.Здесь прославил край на весь мир Арсеньев, отсюда отбыл возглавлять всю советскую науку академик Комаров. Во Владивостоке вел научную деятельность адмирал Макаров, ведомый им «Витязь» впоследствии войдет в реестр 20 самых значимых судов в истории мировой науки. Наконец, лауреат Нобелевской премии – Игорь Тамм – родился опять-таки во Владивостоке.Первые заслуженные артисты РСФСР – здесь (Колофидин и Чалеева-Бельская), первый народный артист СССР (Присяжнюк), первый творческий руководитель из нашего региона, получивший назначение в центр – Иван Ефремов – главный режиссер знаменитого Ленинградского БДТ.В спорте не впереди планеты всей, но все же…Первый в России кружок восточных единоборств – дзюдо создан во Владивостоке (1914 г.), годом раньше образовалась секция – первая в мире! – женской французской борьбы – вот как глубоки корни знаменитых современных приморских «амазонок»!Первой к востоку от Урала командой, покорившей золотой отечественный пьедестал, стал спидвейный «Восток». Первые на Дальнем Востоке чемпионы мира и олимпийские чемпионы – Мария Шубина и Степан Ощепков, первый в отечественном футболе клуб высшей лиги («Луч»).Наконец, здесь вырос первый международный шахматный гроссмейстер – Александр Зайцев, ставший не просто покорителем высшего звания, но и вообще первым гроссмейстером в Азии.Называю, повторюсь, фрагментарно, выборочно, охватить все и всех – не хватит газетной площади.На «закуску» – сводка из всеядного Яндекса. В самой массовой поисковой системе сети Интернет значится 28 миллионов упоминаний термина Владивосток – это намного больше любого дальневосточного города. Если же взять среднестатистический показатель на душу населения, то 600-тысячный Владик превосходит всю остальную Россию, включая Санкт-Петербург и даже Москву. Не верите?Сравним: в Питере населения – 4,5 миллиона, упоминаний в Интернете – 141 миллион, в Москве проживает 11 миллионов, в Интернете – 380 миллионов московских ссылок.Разделите и получите: Владивосток – на первом месте.Кто-нибудь сможет объяснить этот феномен?Лично я не берусь.
Автор:
Владимир КОНОПЛИЦКИЙ