Сан-Франциско не догнали. Пока
50 лет назад началось строительство Большого Владивостока
50 лет назад началось строительство Большого ВладивостокаВ 1959 ГОДУ глава советской правительственной делегации Н. Хрущев, прилетев во Владивосток после визита в Америку, произнес знаменитые, облетевшие всю страну слова: «Город Владивосток надо сделать лучше американского Сан¬Франциско». Вскоре после этого вышло постановление Совета Министров СССР от 18 января 1960 года «О развитии города Владивостока», кстати, это был единственный подобного рода документ за всю историю Советского государства. На его основании была разработана строительная программа «Большой Владивосток», в которой были научно обоснованы небывалые масштабы строительства жилья, общественных зданий, проведения благоустроительных работ.4 апреля 1961 года Советом Министров Российской Федерации был утвержден генеральный план города Владивостока, разработанный ленинградским проектным институтом «Ленгипрогор». С этого времени и начинается интенсивный строительный бум. Расширяется территория заселения города: на север – до 28¬го километра, на юг – до конца полуострова Шкота (более известного в обиходе как Эгершельд. – Прим. ред.) и на восток – до Уссурийского залива.Строящийся Владивосток был поделен на микрорайоны. Проектная документация в основном разрабатывалась московскими институтами «ЦНИЭП жилища», «ЦНИИП градостроительства», ленинградским проектным институтом «Ленгипрогор», а также местным проектным институтом «Приморгражданпроект».В каждом микрорайоне предусматривалось возведение жилья, детсадов, школ, спортсооружений, торговых и других объектов, подъездных дорог. На строительство цирка и нового здания драмтеатра им. Горького проектную документацию изготовил московский институт «Гипротеатр». Документация на водопроводные и канализационные сети разрабатывалась московским институтом «Гипроводоканал».А вот теплофикационных сетей было очень мало, большое количество мелких котельных приводило к сильному загрязнению города. Перед Владивостокским горисполкомом встал вопрос о строительстве городской котельной. Сначала была введена котельная «Вторая Речка», затем котельная «Северная», началось строительство «ТЭЦ¬2».Строить город на крутом рельефе весьма непросто. По предложению проектировщиков застройка велась пятиэтажными домам謫хрущевками». Эта серия домов была одной из самых популярных в нашей стране. Исключением из обширного пятиэтажного «семейства» стал лишь крупнопанельный 16¬этажный жилой дом на проспекте 100 лет Владивостоку, который возводился по индивидуальному проекту.Постепенно этажность домов увеличивалась, город стал застраиваться только девяти– и двенадцатиэтажными домами, были освоены новые серии домов с квартирами более высокого уровня комфортности.Основной подрядной организацией стал «Главвладивостокстрой» – флагман стройиндустрии не только Владивостока, но и всего Приморского края, также большие объемы осваивали «Стройтрест8», «Жилстрой1» и другие организации.Для мощного подрядчика по строительству необходим был и мощный заказчик. В связи с этим при краевом и городских исполкомах были образованы управления капитального строительства (УКСы). Госстроем СССР и РСФСР были четко раз-граничены обязанности заказчика и подрядчика. Был создан УКС и при Владивостокском горисполкоме, который в то время находился на Ленинской, 69.Я трудилась тогда начальником технического отдела УКСа горисполкома. Через нас проходила вся проектная документация на строительство объектов «Большого Владивостока». Своим небольшим отделом мы делали, считаю, весьма немалую работу. Надо было произвести сбор технических условий на вновь строящиеся объекты, произвести согласование проектов, но самым сложным вопросом стало проведение экспертизы проектной документации. Были случаи, когда документацию приходилось возвращать в проектные институты на доработку, что нередко вело к срыву сроков строительства того или иного объекта.Начальником УКСа был Л. Асташкович, главным инженером И. Богданов. Коллектив был небольшим, но дружным, слаженным, работали в нем в основном инженеры¬строители, выпускники строительного факультета Дальневосточного политехнического института имени В. В. Куйбышева. Начальник УКСа Асташкович и главный инженер Богданов были замечательные люди, было интересно работать, хотя не обходилось и без «нахлобучек», всякое бывало…Мне пришлось работать и решать вопросы с такими известными в то время людьми, как В. Карепов, Ю. Траутман, Т. Дружинина, К. Кравченко, и многими другими…Наше поколение строителей старалось работать ради благополучия людей. Конечно, Владивосток не стал лучше Сан¬Франциско, как этого хотел Хрущев, но всетаки детям и внукам оставили неплохое наследие – «хрущевки» стоят и, ду-маю, еще немало послужат горожанам.Что касается крупнопанельного домостроения, то в этом плане строители города нашенского стали одними из зачинателей в стране. Для сравнения: если в 1960 году жилая площадь квартир в крупнопанельных домах составляла 4 тыс. кв. метров, то к концу 1976 года только трестом КПД было введено около 2,2 млн кв. метров жилья. За 60¬70 годы строителями помимо жилья, школ, детсадов, спортсооружений, торговых предприятий были также введены цирк, драмтеатр им. Горького, универсам, универбыт, широкоформатные кинотеатры «Океан» и «Варяг», Дом молоде-жи, «тысячекоечная» больница, фуникулер – горный трамвай, между прочим, такой, как в Сан–Франциско, и другие объекты, всех не счесть.В преддверии 150¬летия Владивостока мне хотелось бы через газету почтить память Льва Исаевича Асташковича, заслуженного строителя, замечательного человека, почему¬то незаслуженно забытого, впрочем, как и многие другие строители. Также прошу через газету поздравить Константина Федоровича Кравченко с 90¬летием, пожелать здоровья, оптимизма, он, надеюсь, помнит те замечательные годы и всех нас, кто рядом с ним трудился.И вообще с юбилеем, дорогие мои коллеги, все строители 60¬70 годов, которые участвовали в создании Большого Вла-дивостока, с праздником – 150¬летием нашего родного города!
Автор:
Галина СТАРЦЕВА