Мы используем cookie, чтобы улучшить ваше восприятие нашего сайта. Вы можете увидеть, сохраненные cookie-файлы с помощью настроек cookie в вашем браузере. Просматривая наш сайт, вы соглашаетесь с использованием нами cookie-файлов.
У школы нет каникулЛетние каникулы – это купание в море, активные игры на воздухе, спорт. Именно такой отдых лучше всего способствует оздоровлению и закалке детей. Далеко не все уезжают в деревню к бабушке или в лагерь, поэтому хорошо, когда в городе есть возможность для полноценных занятий спортом. Современные стадионы и спортивные площадки при школах Владивостока как магнит привлекают школьников в свободные деньки.Хороших стадионов много не бываетЗаместитель главы Владивостока Константин Межонов рассказал, что стадионы нового поколения при школах будут продолжать строиться и для этого проведена большая подготовительная работа.– Уже функционируют 15 стадионов с искусственным покрытием, и разработана проектно-сметная документация еще на 12 стадионов и 10 спортплощадок: баскетбольных, волейбольных, хоккейных (не везде территория позволяет строить стадионы). В этом году будет сооружена спортплощадка на территории 64-й школы, уже объявлен конкурс на производство работ. А в конце июня состоится открытие нового стадиона при школе № 54 – он станет лучшим пришкольным стадионом в городе и крае. Дать такую оценку позволяют его функциональные параметры, качество работ и используемых материалов. Дренажная система позволит забыть о лужах на стадионе. Освещение, беговые дорожки со специальным покрытием, искусственная трава – все это создаст комфортные условия для занятий спортом.Другие школы, понятно, тоже мечтают о таком подарке. В нынешнем году будет строиться стадион для 73-й школы (уже проведен конкурс на производство работ). Это большое учебное заведение с хорошими спортивными традициями располагается в густонаселенном микрорайоне на улице Толстого. Мы учитываем это, поскольку время для занятий спортом на пришкольных стадионах выделяется при возможности и для взрослых. Обычно все координирует директор учебного заведения.Тем не менее объемы реализации программы «Спортивный Владивосток», в рамках которой строятся стадионы и спортплощадки, не могут нас удовлетворять. Проблема, как чаще всего бывает, – в возможностях бюджета. Поэтому мы обратились в администрацию Приморья и надеемся попасть в краевую программу, чтобы получить софинансирование на создание новых спортивных объектов.– Большим плюсом для функционирования пришкольных лагерей является хорошее оснащение пищеблоков. С точки зрения улучшения материальной базы школ, это было одной из первоочередных задач?– Да, надо признать, что шиковать не приходится: кризис есть кризис. Прежде всего средства направляются на обеспечение безопасности и здоровья детей.Поэтому действительно одной из первоочередных задач ставили приведение в хорошее состояние медицинских кабинетов. Сегодня могу сказать, что практически выполнили ее. Такие кабинеты почти во всех образовательных учреждениях укомплектованы нужным оборудованием, лицензирована медицинская деятельность. Справляемся и со второй приоритетной задачей – по оснащению пищеблоков оборудованием для приготовления горячих обедов. Школьные столовые на 90 процентов укомплектованы всем необходимым для организации питания детей. А ведь это тоже немаловажное условие для их здоровья и укрепления иммунной системы.Есть проблемы с учебно-наглядными пособиями, закупкой новой мебели, но они тоже постепенно решаются. А вот что обязательно будет сделано в летнее время, так это промывка и опрессовка отопительных систем: в школах зимой должно быть тепло.Рационально используются выделенные средства на ремонтные работы. Около 1500 старшеклассников будут привлечены в качестве участников ремонтных бригад.– Если вернуться к организации летнего отдыха ребят, то можно прокомментировать, каким образом отразилась на работе загородных и санаторных лагерей новая система компенсирования стоимости путевок?– К сожалению, многие лагеря вынуждены были сдвинуть на более поздние сроки открытие первых смен, резко упала продаваемость путевок.Мы стараемся как можно оперативнее доводить до коллективов лагерей и родителей новые, связанные с продажей путевок правила. Теперь финансирование по компенсации семьям части затрат на покупку путевок осуществляется не через Фонд социального страхования, как было раньше, а через краевой департамент образования и науки. Сначала они приобретаются за полную стоимость, а потом предоставляются документы на получение компенсации (они составляют теперь от 5 до 10 тысяч рублей в зависимости от состояния бюджета семьи).Новый механизм нужно анализировать и искать пути, как уменьшить его издержки. Но ни в коем случае нельзя мириться с тем, что дети в загородные лагеря не едут или едут мало. В противном случае мы можем их просто потерять. На сегодняшний день главную задачу для себя видим в том, чтобы, несмотря ни на что, организованно провести летнюю оздоровительную кампанию.На автономию не так-то просто решиться– Окончание учебного года и начало летних каникул ознаменовалось бурными дебатами по поводу изменений в федеральном законодательстве о бюджетных учреждениях. Многие расценили их как взятый курс на платное школьное образование. Вы с этим согласны?– У многих почему-то появилась иллюзия, что теперь только часть обычных уроков будет преподаваться бесплатно, а за остальные придется платить. Но это беспочвенные опасения. Наша Конституция гарантирует бесплатное образование, и это незыблемо. Как получал, допустим, Петя Иванов бесплатное образование в рамках стандарта, так и будет его получать.– А стандарт не может измениться?– Может, хотя внести в него изменения непросто. С другой стороны, такие изменения – естественный процесс: все в этом мире постепенно меняется. Взять сокращение часов по одним предметам и включение в программу новых. А как без этого обойтись? Ведь в те годы, когда учились бабушки-дедушки и родители нынешних учеников, в школе не преподавалась, к примеру, информатика. Как можно было включить ее в программу без сокращения часов на другие предметы? В сосуд можно налить лишь столько воды, сколько он вмещает. Так и с учеником: невозможно загружать его бесконечно.– Чем автономное учебное учреждение будет отличаться от бюджетного в соответствии с новым законодательством?– Многие трудности в школе сейчас связаны с тем, что она живет строго по смете. В ней все до мелочей расписано: сколько денег выделяется на гвозди, шторы и т. д., «двигать» средства с одной статьи на другую непросто. Если они не израсходованы в нынешнем году, то их перенесут на следующий, соответственно уменьшив новую сумму. Поэтому не получится накопить, допустим, на автобус или интерактивную доску. Любые покупки делаются через торги, при этом надо очень скрупулезно составлять конкурсные задания, чтобы купить то (хотя бы приблизительно), что необходимо.У автономного учреждения будет больше самостоятельности и свободы. Хотя в рамках муниципального задания оно также будет реализовывать стандарт на определенное количество учеников и получать на это деньги из бюджета. Но сверх стандарта вправе будет заключать любые договоры на платные услуги. Например, организовать курсы по изучению компьютера для взрослых на базе компьютерного класса по вечерам, когда он все равно пустует, открывать для желающих школу иностранных языков или танцевальный класс. Этот путь ведет к улучшению материальной базы школы, повышению зарплаты учителей и других сотрудников.При этом государство уходит от субсидиарной ответственности за деятельность школы. Здание школы и другое ее имущество как было муниципальным, так и остается, собственником зданий и сооружений остается администрация города. Его нельзя взять в залог, забрать за долги.– Не получится ли так, что все школы в один момент станут автономными учреждениями?– Многие коллективы просто побоятся изменить свой статус. В автономности есть немало плюсов, но к ней нужно очень тщательно подготовиться. Учиться предстоит директорам, бухгалтерам школ, и, прежде чем решиться на перемены, им предстоит набраться опыта в том, чтобы вести дела по-новому. Многое будет зависеть от степени уверенности в себе руководителей.Но лучше все-таки сначала стать бюджетным учреждением, которое, к слову, тоже может оказывать платные услуги. И поэтапно идти к автономности.Но еще раз скажу: первым делом должен выполняться учебный план в рамках стандарта. Платные услуги будут оказываться сверх него.– Поскольку школы смогут вздохнуть свободнее, может быть, сюда активнее пойдет работать молодежь, среди учителей появится больше мужчин?– Хотелось бы надеяться.На решение этой же проблемы направлена муниципальная программа поддержки молодых специалистов в системе образования. Молодой специалист, приходя в школу, сейчас получает единовременное пособие – пять минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, он имеет ежемесячную надбавку к окладу в размере 50 процентов от тарифной ставки. Это дает свои результаты. Если в позапрошлом году в школы города пришли работать всего шесть молодых специалистов, то в прошлом – 46.Вводится новая система оплаты труда, которая при увеличении финансирования тоже может привлечь в учреждения образования молодых учителей.