Город воинской славы
Истинные масштабы подвига владивостокцев еще предстоит выяснить
Истинные масштабы подвига владивостокцев еще предстоит выяснитьТермин «форпост на Тихом океане» применительно к Владивостоку наиболее яркое и полное воплощение нашел в годы Великой Отечественной войны. В то же время…Имеем ли мы на сегодняшний день полную и законченную картину вклада града нашенского в Великую Победу? Сколько конкретно владивостокцев ушло на фронт, сколько трудилось в тылу, каков объем военных заказов, выполненных предприятиями? Каков, наконец, характер этих самых заказов?То и дело встречается в печати развернутая характеристика вклада тех или иных субъектов РФ, городов, число вставших под ружье, количество выпущенных самолетов, танков, орудий, автоматов, автомашин, прочей боевой техники. У нас же подобная цифирь пока известна лишь в самых приблизительных величинах.Всего один пример. В конце 1945 года Дальзавод был награжден орденом Ленина – высшей наградой советской эпохи. Как утверждают заводские источники, за большой вклад в победу над врагом.Между тем высокий указ об этой награде нигде в советское время не публиковался, полный его текст неизвестен до сир пор – чем объяснить эту сверхсекретность? Тем более сегодня, когда открыто, кажется, все.Остается только предположить, что вклад этот был очень велик и весом. Настолько, что, осмелюсь предположить, имелись веские основания не раскрывать потенциал крупнейшего судоремонтного предприятия страны. А ленд-лиз? Только в последние годы стали известны масштабы, и то, думается, не окончательные, потока грузов от союзников, шедших на фронт через порты Приморья, прежде всего Владивостока.Оказывается, более половины всех союзнических поставок имеет именно нашенскую прописку. О легендарных северных конвоях изданы солидные научные труды, созданы фильмы, несть числа художественным произведениям…А что о восточной «ветви»? За исключением работ некоторых местных авторов (Г. Руднева, А. Паперно и еще двух-трех) похвастать особенно нечем.На днях у меня был разговор с известным приморским краеведом писателем Юрием Мериновым.Юрий Николаевич давно и плодотворно «распахивает» краеведческую ниву, предпочтение отдает революционному и военному прошлому. Он задался целью выяснить, сколько было в истории края военных, государственных и политических деятелей, удостоенных звания Героя Советского Союза, и рядового состава, ставшего полными кавалерами Ордена Славы.Вопрос этот давно волнует краеведов. В разных источниках называются разные цифры, в целом – не более 150 человек.В результате поисков, длившихся не один год, краеведу удалось установить, что таковых как минимум полтысячи! И эта цифра, заметим, не окончательная – поиск продолжается!Зимой и весной этого года в печати развернулась оживленная дискуссия: достоин ли Владивосток звания «Город воинской славы». Формально нет, ибо непосредственно не был задействован в зоне боевых действий. Таково, как следует из соответствующего положения, основное условие номинации.Не будем сейчас поднимать вопрос о проработанности правительственного документа – это тема отдельного разговора.Сколько еще требуется ленд-лизов, героев и скрытых, надеемся, до поры, до времени, вкладов, чтобы тихоокеанский форпост без всяких там оговорок занял достойное место в списке высоких номинантов?В последние годы появились солидные, написанные на строго документальной основе труды по истории Великой Отечественной войны. Сделано немало и в Приморье. Взять хотя бы фундаментальный пятитомный труд «Книга памяти». И все же, представляется мне, глубокая исследовательская работа еще впереди – очень еще много непаханого поля!Никогда не забуду впечатления, вынесенного несколько лет назад во время работы в Центральном архиве Министерства обороны (ЦАМО). Оказывается, ваш покорный слуга был первым приморским журналистом и вообще литератором с Дальнего Востока, заинтересовавшимся судьбой семи дальневосточных дивизий, доблестно сражавшихся летом 1942 года под Сталинградом (цикл очерков «Тайны цитадели», «В», 28–30 января 2003 г.). Где, спрашивается, раньше были те, кому это положено по долгу службы - историки, ученые, архивисты?И это не только касательно Сталинграда. Пока, по большому счету, не открыты архивы по ленд-лизу, по работе железнодорожного транспорта, в частности, по роли Транссиба (интересно, что бы делал Советский Союз без этого наследия проклятого царизма?), по участию воинов-дальневосточников в операциях на других фронтах, по действиям «невидимого фронта» и многим другим аспектам, являющимся пока только верхушкой айсберга…
Автор:
Владимир КОНОПЛИЦКИЙ