Защитник территории театра
Два дня в зале театра имени Горького царил не просто аншлаг, а супераншлаг – даже на приставной стульчик попасть почти не было шансов. И Евгений Гришковец, привезший во Владивосток свой новый спектакль «+1», с восторгом написал в собственном ЖЖ: «А какая здесь публика!!»…
Два дня в зале театра имени Горького царил не просто аншлаг, а супераншлаг – даже на приставной стульчик попасть почти не было шансов. И Евгений Гришковец, привезший во Владивосток свой новый спектакль «+1», с восторгом написал в собственном ЖЖ: «А какая здесь публика!!»…Евгений Валерьевич не скрывает, что к нашему городу относится тепло, с любовью. Именно поэтому он провел здесь первую презентацию своей новой книги «А…..а» и почти двухчасовую автограф-сессию. Но самое приятное заключается в том, что в руки свою новую книгу Гришковец впервые взял именно во Владивостоке, во время встречи с журналистами. Эти минуты – когда он перелистывал страницы, нюхал книгу, рассматривал обложку – были очень искренними и запоминающимися…- Я видел ее только в виде макетов, в руках еще не держал, - сказал Евгений Валерьевич. – Как же это приятно! Во Владивостоке проводится первая презентация книги. Очень хотел, чтобы так случилось, и очень рад, что именно отсюда пошла жизнь и судьба книги…- Ваши книги переживали некую эволюцию, если так можно сказать: «Следы на мне», к примеру, были глубоко личными, «Асфальт» - историей вымышленного персонажа, «ЖЖизнь» - опять личной… Что же нас ждет в «А.....а»?- «А.....а» - это отчаянно неожиданная идея. Это попытка собрать воедино большое количество мифов, которые существуют в нашей стране об Америке. И мифов, которые идут не только от тех людей, которые пережили Советский Союз и эпоху холодной войны, но и от тех, кто много моложе. Это история человека, который говорит об Америке, ни разу там не побывав, и даже не способного понять, хочет он в эту Америку или нет. И даже в какой-то момент он подвергает сомнению вообще существование этой страны, потому что миф об Америке для нас важнее, чем реальная Америка. Я для себя называю «А.....а» повестью, хотя критики не согласятся со мной. Полагаю, что она будет весьма успешной – во всяком случае, первый же тираж 120 тысяч – это весомо. Это книга даже не об Америке, а о Родине, правда, я сделал так, чтобы Родина в данном случае могла ощущаться не только как Россия, но и как Казахстан, Украина, Молдавия и так далее… - Последние годы вы много времени уделяли режиссуре, литературе, актерской работе… Что дарит вам большее счастье?- Два года меня не было во Владивостоке, и вот привез новый спектакль «+1», премьера его состоялась в мае 2009-го. Предыдущий мой моноспектакль «Дредноуты» был выпущен в декабре 2001 года. Почти восемь лет перерыва… Я поставил два спектакля, как актер играю только в кино, то, что делаю на сцене, это не актерская работа, это цельное исполнение произведения, автором которого я являюсь, я не решаю там актерских задач. Что касается кино – «Сатисфакция» впервые будет показана 9 июня в программе «Кинотавра». Счастливее где? Не знаю. Я так живу. Что? Вдохновение? Вдохновение – это у тех, кто садится вечерком у монитора, выходит в Интернет, и возникает у него вдохновение написать стишок. А у меня творчество – работа, профессия, я каждый день этим занимаюсь…- Некоторые спектакли вы играете уже больше 10 лет. Видите ли вы такую точку впереди, после которой вы скажете: «Вот это больше не играю!»? - Не знаю. Я весь сезон не играл «Планету» и «Одновременно». Это мои любимые спектакли, но мне сейчас интереснее играть изрядно измененную «Как я съел собаку» и «+1». Вернусь ли я к тем спектаклям – не знаю, не люблю загадывать. Когда-то я говорил, что «Собаку» больше играть не буду, а потом вернулся… Кстати, «Как я съел собаку» в новой редакции отличается очень сильно от того, что вы видели. Прежде всего по посылу, по основной теме… Прежний спектакль был радостным набором удивлений, что мир – такой… В новой «Собаке» - все иначе.- Есть ли отличия в том, как вы играете «Как я съел собаку» во Владивостоке и в других городах?- Конечно, есть. Для жителей Рязани «Русский остров» - нечто эфемерное, они даже не могут его представить. Если бы не история с саммитом и с мостом, остров для них так бы и остался мифическим неким объектом, а не новостийным… А во Владивостоке, когда я говорю про туман, про вокзал или вообще про остров, реакция удивительная. Это же чудо, когда люди смотрят спектакль, художественным пространством которого является город, в котором они живут, и то, что они каждый день видят с рождения. С другой стороны, это восприятие сильнее, чем я задумывал, потому что я делал спектакль для куда более широкой аудитории, играю его, не пускаясь в никакие объяснения и детали. Да и само название Русский остров звучит весьма символично, хотя я это не подразумевал… - Во время спектаклей вы всегда четко и резко реагируете на проявление зрительской невоспитанности. Помогает?- Как сказать… Одни и те же случаи чаще всего повторяются – телефоны, например, звонят. Но бывают и другие примеры, часто сталкиваюсь с проявлениями откровенного хамства. Воспитывать зрителя – бессмысленно, да я и не воспитатель. Мне нужно убрать человека из зала, чтобы не было раздражающего момента. А если не уходит, то сделать так, чтобы не мешал никому. Это приходится делать жестко. Вот Хабаровск, типичная ситуация. Сидят две девушки и два коротко стриженных парня, причем под куртками у них спортивные майки, а у одного еще и пакет с пивом был с собой. Ясно – девушки привели своих уродов (а по-другому их назвать нельзя, они ведут себя как уроды и выглядят омерзительно) «на модный спектакль». И один начал со мной разговаривать. Я ответил ему жестко, над ним посмеялись 900 человек – и он тихо встал и ушел, потому что даже такой идиот понимает, что значит – над тобой смеются 900 человек, все против тебя. Я всегда защищаю не только свой спектакль, но и территорию театра. На этой территории есть правила поведения, и я настаиваю на них. Я никого не воспитываю, но показываю тем людям, которые себя ведут, как хозяева жизни, что тут они не властны. В Челябинске был эпизод с таким «хозяином жизни». Я показал ему, что раз ты купил билет, то стал таким же, как все – у тебя есть право смотреть спектакль, или, если он тебе не нравится, встать и уйти. Но не более того. - Эта жесткость общения всегда была в вашем характере или воспиталась с годами?- Интернет наложил отпечаток жесткости на мой характер – в последние годы. Даже не на характер, а на способ общения. Это другая сторона известности, когда приходится и действовать, и отвечать жестко.- К слову, об Интернете. Ваш ЖЖ – один из самых популярных блогов. Не разочаровались ли вы в читателях вашего журнала – ведь иногда такие комментарии оставляют, просто ужас… - Разочарование в данном случае – регулярный процесс, только я разочаровался не в читателях, а в Интернете как в пространстве общения. Во-первых, убедился, что популярные интернетовские писатели – вполне средние, а то и плохие. Это поле не оказалось суперплодотворным, оно оказалось таким же, как и сама жизнь. Там иногда мне сильно надоедают глупые и бессмысленные комментарии, несколько раз надоедало так, что хотел все бросить – а почему бы и нет, я никому не обязан вести ЖЖ, денег за это не получаю. А потом приходят неожиданно те комментарии – пусть их один на 20, которые показывают, что ЖЖ имеет смысл. К тому же, если посмотреть счетчик просмотров (а у меня она есть, эта возможность), то видно: я написал пост, к нему появилось 350 комментариев, а прочитало его 120 тысяч человек. К тому же кто только не читает мой ЖЖ. Например, после того как я написал пост о фильме «Стиляги», мне на следующий день позвонил продюсер фильма Леонид Ярмольник и сказал: «Мне позвонил Костя Эрнст, он читает твой ЖЖ…». ЖЖ – это мое печатное издание, мое собственное, мой способ общения и комментирования того, что вокруг и в жизни происходит, - помимо литературы. ЖЖ – это не литература. Это даже не очень занятие, я вот только что наговорил пост по телефону…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ