В объективе корсары

В самое ближайшее время будут преданы огласке все детали операции по освобождению моряками Тихоокеанского флота танкера «Московский университет», захваченного в начале мая сомалийскими пиратами в Аденском заливе. В африканском порту Джибути, где БПК «Маршал Шапошников» побывал после успешного выполнения операции по освобождению танкера от пиратов, а также на самом корабле работали несколько телекомпаний и информационных агентств.

20 май 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2732 от 20 май 2010
6e06ae0325d2a6eeea309241739324a5.jpg В самое ближайшее время будут преданы огласке все детали операции по освобождению моряками Тихоокеанского флота танкера «Московский университет», захваченного в начале мая сомалийскими пиратами в Аденском заливе. В африканском порту Джибути, где БПК «Маршал Шапошников» побывал после успешного выполнения операции по освобождению танкера от пиратов, а также на самом корабле работали несколько телекомпаний и информационных агентств.Журналисты намерены собрать как можно больше объективной и достоверной информации из различных источников, а также выяснить, что же все-таки произошло с морскими разбойниками, после того как их отпустили. Напомним, пираты напали на танкер «Московский университет» 5 мая в 350 милях от побережья Сомали. Ранее эта зона считалась недосягаемой для пиратов. На борту танкера, шедшего с грузом нефти в Китай, находились 23 россиянина. При первых признаках нападения пиратов экипаж судна начал маневрировать и подал тревожный сигнал. К месту атаки морских грабителей на полной скорости вышел большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников» Тихоокеанского флота. – На «Маршале Шапошникове» с момента получения информации о нападении пиратов поддерживали связь с капитаном танкера по радио, – рассказал «В» подробности операции официальный представитель Тихоокеанского флота. – Кораблю до места нахождения «Московского университета» было более 10 часов ходу на полной скорости, при этом было необходимо как можно дольше удержать танкер в тех координатах и не дать увести его к берегам Сомали. В ходе переговоров решили, что экипаж забаррикадируется в машинном отделении, а управление судном переведут на себя. Военные передавали капитану танкера Юрию Тульчинскому необходимые координаты, и судно циркулировало по заданному квадрату, дожидаясь подхода боевого корабля. Когда пираты поняли, в чем дело, то повредили на судне главный двигатель. После этого они пытались выкурить танкеристов из схрона – поджигали двери, даже хотели выстрелить из гранатомета, но потом опомнились: на судне с полными нефтью танками даже курить нельзя, не то что гранатами кидаться – на воздух взлетят все. Периодически военные моряки передавали по всем доступным каналам связи требование к бандитам освободить танкер и категорически отрицали возможность выкупа заложников, так как знали, что те в безопасности (относительной, конечно). Когда антипираты уже подходили к захваченному танкеру, то подняли на разведку вертолет морской палубной авиации, базирующийся на корабле. Разбойники встретили его огнем, вертолет вернулся обратно; по данным видео-съемки, которая велась с его борта, было видно, где засели пираты, а также то, что у них имелись крупнокалиберное огнестрельное оружие и гранатометы. Стало понятно, что высадить морской десант с воздуха не получится — зависшие вертолеты станут хорошей мишенью для вооруженных гранатометами головорезов. Решили десантироваться на захваченное судно с моря. Корабль своим корпусом прикрыл высадку «черных беретов» на скоростные катера, десантники атаковали танкер. В это время с «Маршала Шапошникова» велся заградительный огонь из стрелкового оружия выше надстройки, чтобы не зацепить наливное судно, груженное нефтью под завязку, и в то же время загнать преступников в помещения, лишая их возможности свободно маневрировать. Все же преступники активно отстреливались, но морпехи смогли высадиться на танкер. Началась зачистка судна, в результате 10 морских разбойников были арестованы. При столкновении был тяжело ранен один из пиратов, впоследствии он умер. Никто из военных и танкеристов не пострадал.С момента нападения пиратов и до завершения операции по освобождению экипажа танкера «Московский университет» прошло менее суток. Специалисты технической службы БПК «Маршал Шапошников» помогли восстановить и завести двигатель. Танкер сопроводили до острова Сокотра, у побережья Сомали, оттуда он пошел в Объединенные Арабские Эмираты на ремонт. Что касается пиратов, то их выпустили из-под стражи. Объяснили все несовершенством правовой базы – до сих пор международные правоведы не пришли к единому мнению, по каким законам следует судить морских разбойников.Пиратов посадили в их же лодку с мотором, снабдили едой, водой и отпустили в открытое море (сутки назад добрались же они каким-то образом до этих вод самостоятельно). Через какое-то время пропал сигнал радиомаяка, и это обстоятельство породило кучу слухов и домыслов об их дальнейшей участи. Так, один из представителей пиратов, на которого ссылаются многие СМИ, якобы заявил, что российские военные расстреляли захватчиков танкера, а не отпустили их, как заявили представители официальных структур. Сомалиец пригрозил, что отныне пираты будут мстить и поступать с российскими моряками так же жестоко. Обнародована и версия, что не пираты, а мирные местные рыбаки захватили танкер, протестуя тем самым то ли против незаконного рыболовства в их водах, то ли нахождения в них военных кораблей.Между тем уже известно, что ход всей операции по вызволению экипажа танкера «Московский университет» снимался на видеокамеру. Вероятно, в журналистских расследованиях, что проводились в Джибути, были задействованы, в частности, и оперативные съемки военных. А потому велика вероятность узнать всю правду о том, что происходило на борту танкера и о дальнейшей судьбе пиратов уже в ближайшее время.