Одежда – мой компас земной
За последние годы в России популярность профессии дизайнера резко возросла, стало модным шить одежду собственными руками, а открыть собственный бутик считается престижным делом. У многих эта непростая специальность ассоциируется с гламуром, красотой и пафосом. Но так ли это на самом деле?
За последние годы в России популярность профессии дизайнера резко возросла, стало модным шить одежду собственными руками, а открыть собственный бутик считается престижным делом. У многих эта непростая специальность ассоциируется с гламуром, красотой и пафосом. Но так ли это на самом деле?Нужно улавливать современные тенденции– К нам приходят учиться ребята, у которых есть искорка, талант, они видят красоту мира и хотят его преобразовывать, – рассказывает доктор технических наук Института сервиса и моды ВГУЭС Татьяна Бойцова. – Во Владивостоке как грибы растут магазины и офисы. Однако столица Приморья совершенствуется и в направлении сервиса и услуг, а значит, здесь будут работать красивые люди, которые должны держать марку, они обязаны достойно выглядеть. Помимо прочего в последнее время стало считаться престижным и модным обслуживаться именно у кутюрье и иметь одежду, существующую в единственном экземпляре. Представляете, сколько у нас женщин и мужчин с нестандартными типами фигуры, которые тоже хотят хорошо одеваться? То время, когда носили бесформенные китайские балахоны, кануло в прошлое, теперь нужно учиться улавливать модные тенденции.Дизайнеры костюма прежде всего реализуют свой творческий потенциал в создании эксклюзивных коллекций одежды. Но им непременно нужно знать менеджмент и экономику текстильной отрасли. Это позволит им работать бренд-менеджерами, руководителями креативных отделов, производственными менеджерами, визуальными мерчендайзерами, специалистами по имиджу и стилю, рекламе, специалистами по оценке качества текстильных и швейных изделий в сертифицированных центрах и таможенных органах. Идеальный способ заявить о себе — участвовать в выставках или конкурсах: именно там работодатели предлагают авторам понравившихся дизайнерских работ вакансии с неплохими условиями. В нашем городе самый подходящий вариант – фестиваль «Пигмалион». Мероприятие является единственным в своем роде показом мод, где юные модельеры заявляют о себе. На «модном» рынкеПримерно пятая часть дизайнеров, выучившись во Владивостоке, едет работать в компании Москвы, Чехии, Японии, Китая. Оставшиеся почти все трудоустраиваются. Но все же, считают опытные люди, лучше организовать свое дело, тем более, что государство обещает всяческую поддержку малому бизнесу. – После окончания университета, – рассказывает ведущий дизайнер компании «Блиц» Светлана Блохина, – я очень сомневалась, что буду работать по своей специальности, и, честно говоря, особо работу не искала. Сначала я устроилась в магазин одежды продавцом, но желания ее шить у меня не возникало. В компанию «Блиц» позвала подруга-сокурсница, меня послушали и... взяли. Сначала была консультантом в точке на «Авангарде», тогда мы только расширялись, теперь я на этом рынке работаю уже 10 лет. Компания занимается дизайном штор и декорированием окон, много работаем в частных домах и коттеджах, но и крупные объекты тоже оформляем. У нас свои лекала, свои конструктора, закройщики и технологи, используем самую разнообразную ткань из Турции, Испании, Германии т.д. Когда мы заканчивали учебу в вузе, это было в 1996 году, перед нами не стояла проблема трудоустройства. Мы открывали свои точки, шили и были востребованы. Постепенно китайский рынок нас вытеснил, мои бывшие коллеги побросали свое дело и стали заниматься чем-то другим. Сейчас ситуация выглядит более оптимистично, ведь рынок развивается и дизайнеры всегда смогут найти место работы.Сейчас конкуренции на «модном» рынке Владивостока практически не существует, каждый получит своего клиента. Но только в том случае, если действительно будет делать что-то оригинальное, а творческие находки помогут создать свой бизнес, свою мастерскую. – Университет мы закончили с красными дипломами,– делятся своим опытом владелицы швейного предприятия «Диметра» Татьяна Хоменко и Наталья Лушкина, – через два года после выпуска мы решили организовать свое дело в индустрии моды. Занялись поисками помещения, оборудования, людей и организовали компанию, которая на рынке уже 6 лет. Изначально направление было не дизайнерское в чистом виде, так как заканчивали конструкторское отделение, остальное пришло «по ходу». Мы шьем почти весь спектр женской одежды, ремонтируем ее. Помимо швейного отдела занимаемся дизайном портьер, жалюзи, и сейчас пытаемся занять нишу интерьера окна. – Сначала я поступила в училище, где меня научили шить, – добавляет Татьяна Хоменко, – потом работала в ателье, затем поступила в институт, потому что без высшего образования собственное дело не откроешь. Именно там дали навыки руководителя компании и организатора. Чтобы основать свою фирму, нужно знать рынок тканей, фурнитуры, иметь художественные навыки, вкус и обладать коммуникабельностью. Сейчас требуются на работу люди, чтобы в одном лице знали бы и конструирование, и дизайн, и технологию, поэтому, заканчивая кафедру сервиса и моды, мы можем переквалифицироваться.И дизайнер, и конструктор...Современный рынок требует, чтобы дизайнеры выполняли и инженерные функции, то есть сами проектировали изделия и отсматривали их до конечного результата. Модельер должен быть не только стилистом, но и грамотным технологом. Такой многофункциональный дизайнер намного полезней клиенту и к тому же размер оплаты возрастает за счет технической части.– Я устроилась работать по объявлению в газете, – рассказывает технолог компании «Блиц» Татьяна Перфильева, – после университета хотелось попробовать себя, у меня всегда была тяга к «тряпочкам». Вот я и тружусь здесь уже 10 лет, и, что самое замечательное, очень довольна и оплатой, и отношением, и условиями труда. Моя задача – максимально воплотить в ткань задумку дизайнера, выраженную на бумаге. Нарисовать можно все, а ведь нужно еще придумать, как это раскроить, сшить и т.д. Главное – так соединить все детали, чтобы они смотрелись как общая картина, сочетались между собой и образ вписывался гармонично. Все же, самое важное – удовлетворить заказчика, выпытать, что он хочет конкретно, подстроиться под его вкус. Сейчас молодым ребятам трудновато устроиться на работу. Но это везде так. Тут и кризис сыграл свою роль. Еще с университета нужно «подготавливать себе почву», желательно на последних курсах работать.– Сразу после школы, – говорит конструктор ателье «Аванте» Наталья Германенко, – я хотела поступить во ВГУЭС, но ничего не вышло. Пришлось идти сначала на закройщика в училище, закончив его с красным дипломом, я поступила и выучилась на технолога. После выпуска работу нашла легко, попала в ателье, где работала моя подруга, она позвала меня на практику, после чего последовало предложение о трудоустройстве. По своему опыту могу посоветовать студентам, чтобы всю теорию, которую преподают, использовали на практике, опыт очень важен. Полезно участвовать в конкурсах, таких как «Юный дизайнер», «Юный имиджмейкер», «Пигмалион», «Губернский стиль», «Русский силуэт». Ведь именно хорошее портфолио, а не умение рассказывать о своих успехах дает человеку шанс получить работу.В модельном бизнесе существует своя иерархия: дизайнер создает эскизы одежды, а конструктор на их основе разрабатывает специальные лекала деталей будущего костюма. При этом он обязан учитывать все, начиная с особенностей ткани и заканчивая различными мелочами. Если вы чувствуете тягу к дизайну, то смело можно подавать документы на поступление – в будущем будете иметь оплачиваемую, востребованную, престижную, а главное любимую профессию.
Автор:
Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»