Платформа просит «кирпича»

Строительство бетонного основания буровой морской платформы началось в «сухом доке» в порту Восточном под Находкой. Корреспондент «В» побывал на месте строительства.

6 апр. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2706 от 6 апр. 2010
e2ea0285259bca5b60e4764eea9773c3.jpg

Строительство бетонного основания буровой морской платформы началось в «сухом доке» в порту Восточном под Находкой. Корреспондент «В» побывал на месте строительства.Масштабы строительства впечатляют. Вообразите железобетонный «кирпич» длиной 132,6 метра, шириной 100 метров и высотой 12,4 метра, на который взгромоздились четыре башни, нашпигованные сотнями километров труб. Высота каждой башни – 41 метр, диаметр – 25,6 метра. Это и есть основание новой буровой нефтегазодобывающей морской платформы для разработки морского месторождения Аркутун-Даги по проекту «Сахалин-1».Правда, увидеть этот исполинский «кирпич» с четырьмя «ногами» пока можно лишь на схеме: строительство основания платформы только началось. Ее спуск на воду для дальнейшей транспортировки к месту работы через Японское и Охотское моря запланирован на июнь 2012 года.Для «сухого дока» в порту Восточном строительство подобных объектов не внове. Здесь в 2004–2006 годах в рамках проекта «Сахалин-2» были построены два нижних бетонных основания буровых морских платформ «Лунская» и «Пильтун-Астохская-Б» размерами 100 метров на 100 метров для добычи нефти и газа на шельфе Сахалина.После окончания строительства «сухой док» был затоплен для вывода платформ в море. Для дальнейшей эксплуатации его осушили и реанимировали четыре года спустя.Тем не менее откачка воды из этого гигантского котлована не прекращается: «сухой док» находится ниже уровня моря. Мощные насосы каждый час выкачивают из него пять тысяч кубов воды! Ежесуточно «сухой док» потребляет один МВт электроэнергии, но, когда строительство выйдет на максимум, потребление электроэнергии возрастет до четырех МВт.Территория «сухого дока» в порту Восточном, одного из крупнейших в мире, поделена на профильные зоны, например, есть зона жилая и офисная, она находится на одном борту котлована. На противоположном – зона цехов, где расположены цеха трубопроводный, сварочный, подготовки арматуры, окрасочный и так далее. Всего цехов 15. Там же зона изготовления, складирования и сборки опалубки.Можно сказать, что у строителей платформы необходимые строительные материалы всегда под рукой. Их практически беспрерывно доставляют на дно котлована огромные самосвалы. Техника вся импортная, в том числе и подъемные краны. Кстати, здесь даже есть свое отделение связи и очистные сооружения бытовых вод. То есть, «сухой док» – это мини-город, куда посторонним въезд и вход запрещены: объект находится под охраной.Сооружение очередного основания буровой платформы напоминает возведение легендарной Вавилонской башни: здесь такие же «вселенские» масштабы строительства, и здесь также много народу, говорящего на разных языках. Платформу строят несколько компаний. Сейчас в «сухом доке» круглосуточно работают больше тысячи человек: американцы, финны, русские, граждане республик бывшего Союза. По словам, председателя Совета директоров ЗАО «Завод морских конструкций «Восточный» Игоря Борбота, выступившего в роли экскурсовода по «сухому доку», половина работающих – жители Приморья. В будущем на интернациональной стройке будет работать до двух тысяч специалистов, из них 300 иностранцев.Корреспондент «В» попытался выяснить, сколько зарабатывают рядовые строители платформы, сварщики, бетонщики, опалубщики. Но с первой попытки наткнулся на финна. Он лишь заулыбался, услышав слово «доллар», и замотал головой: «Моя твоя понимай нету». А соотечественник послал меня... к начальству (и на том спасибо), сказав, что у него нет времени на разговоры. Поэтому, тема заработков в «сухом доке» осталась нераскрытой. Между тем, поговаривают, что те же финны получают в несколько раз больше россиян...Между тем, для Приморского края постоянно действующий «сухой док» под Находкой – это гарантированные рабочие места плюс вливание капитала в экономику региона. Практика показала, что российские, и, прежде всего, местные предприятия готовы к участию в таких масштабных проектах. К примеру, для строительства платформы для разработки морского месторождения Аркутун-Даги потребуется 52 тысячи кубометров высокопрочного бетона и 20 тысяч тонн арматуры. Для этого на бортах котлована смонтировано два больших бетонных завода, использующих гравий из местных разрезов, цемент из Спасска-Дальнего, песок из-под Новошахтинска. Металл для арматуры также отечественный, за исключение нескольких тысяч тонн титановой стали для других конструкций платформы.По мнению специалистов, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» – только начало освоения российского Дальневосточного шельфа, для чего потребуется не менее 30 морских буровых платформ. Из них только две введены в эксплуатацию. Поэтому, можно полагать, что «сухой док» в порту Восточном, после строительства третьей платформы, не будет долго находиться в роли «утопленника»...Владивосток – порт Восточный – Владивосток

Автор: Сергей КОЖИН