Космизм лопатой

Набрав полную лопату цемента, он бросает раствор на стену. Еще. И еще. Потом задумчиво осматривает дело своих рук. Берет инструмент и неспешно подходит к застывающему цементу. Художник за работой!

31 март 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2703 от 31 март 2010
cf4a3fbcb0150bfd57648b7eeba94b32.jpg Набрав полную лопату цемента, он бросает раствор на стену. Еще. И еще. Потом задумчиво осматривает дело своих рук. Берет инструмент и неспешно подходит к застывающему цементу. Художник за работой!Свидетелями воплощения в жизнь яркого и необычного арт-проекта стали те, кто в минувшие выходные пришел в музей современного искусства «АРТЭТАЖ-ДВГТУ». Художник Павел Шугуров свой проект назвал «Космизм. Наш метод». На «шлепках» цемента он прорисовывал портреты людей, имеющих отношение к философии русского космизма.- Это уже не просто цементные ляпы, - говорит Павел, - они приобретают свою фактуру и художественную ценность. Вообще, на мой взгляд, в самой технике – экспрессивно набрасывать цемент, а потом на нем рисовать – заложена глубокая символика. Так вот экспрессивно кинуть идею, а потом долго и кропотливо прорабатывать, доводя ее до того момента, пока она не станет ценностью художественной, - это и есть наш русский метод творчества. - Рисовать по цементу – ваше ноу-хау?- В общем, да. Сегодня искусство строится вокруг уникальных техник, и такая работа по цементу – одна из них. На мой взгляд, это чем-то сродни древним рисункам, процарапанным на стенах пещер.Подбор персоналий для шоу тоже моя идея. Там изображены люди, которыми я восхищаюсь, которые выражали широкие взгляды и жили ярко, неординарно. Например, Побиск Кузнецов, ученый-энциклопедист, последний из генеральных конструкторов СССР (крупнейший отечественный специалист по системам целевого управления и планирования. – Прим. ред.). Он много лет провел в лагерях и там упорно совершенствовался, учился, вышел из лагерей несломленным и образованным человеком. Те проблемы, которые он решал в своей научной деятельности, мне кажутся крайне важными. Например, проблема определения того минимума, который необходим человечеству для жизнедеятельности и сверх которого не следует разграблять природные богатства, насиловать Землю…Портреты Павла Флоренского, Льва Гумилева, Александра Блока, Николая Заболоцкого, Андеря Платонова, Константина Циолковского, Побиска Кузнецова и других деятелей культуры, науки, искусства запечатлел художник в цементе, кроме того, создал несколько работ-ассоциаций на темы: «Восьмой день творения», «Космос», «Победа энтропии». Целый день – с утра до вечера – работал Павел над проектом. И представил его уже в законченном виде публике на следующие сутки.- Такое необычное название – «Космизм. Наш метод»…- Мне захотелось, - говорит Павел, - вспомнить об этом философском учении, мне кажется, это и сегодня очень актуально. Изложил идею Александру Городнему, а он сразу же согласился предоставить стены музея под ее реализацию… Следует заметить, что цементные портреты на стенах (специально для проекта они были упакованы и подготовлены) «АРТЭТАЖА» надолго не останутся. Павел и его единомышленники демонтируют результаты своего труда – с некоторым сожалением, но в целом, скорее, с оптимизмом, чем с горечью…Член творческого объединения «33+1» Павел Шугуров не так давно вернулся во Владивосток из Питера, но уже успел – вместе с единомышленниками – ярко заявить о себе и запомниться жителям города. Именно Павел и его друзья подарили Владивостоку Золотую рыбку на льду Спортивной гавани, Ласточку на крыше одного из зданий в районе фуникулера... - У нас по-прежнему множество идей, - говорит Павел. – Вот только потеплеет, и мы вернем скульптурам Валерия Ненаживина, что у Дома молодежи, и Нептуну в сквере у ДОФа естественный цвет. Готовятся и другие акции. - А почему для вашего нового проекта был выбран именно «АРТЭТАЖ»?- Этот проект не для городской среды, а для галерейного пространства, и идея его обращена в первую очередь к творческим людям, к той публике, которая ходит в галереи и музеи. Измельчали культурные деятели во Владивостоке, углубились в свои переживания, забыли о том, что когда-то умели мечтать и строить глобальные планы. Я мечтать не перестал и планы строю, поэтому и хотел бы напомнить об этом своим коллегам. - Жизнь во Владивостоке и опыт организации арт-акций в нашем городе не остудили вашего энтузиазма?- Нет. Идеи не отменились, а трансформировались. Стало ясно, что на воплощение их в жизнь может уйти больше времени, но в целом оптимизма я не теряю, и с пути меня не сбить.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ