Первый звонок для родителей

В ближайшую субботу – всего лишь через два дня – начинается прием заявлений о поступлении детей в первый класс. Но 2010 год принес и другие новости для учеников и их родителей. Обо всех новациях в школах в ходе «Прямой линии» в медиацентре газеты «Владивосток» сообщили нашим читателям, отвечая на их многочисленные звонки, начальник управления по работе с муниципальными учреждениями образования Владивостока Лариса Карпачева и начальник отдела общего и дополнительного образования Людмила Сухоленцева.

31 март 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2703 от 31 март 2010
9348b49da6004f5dc8bb6c3f5cf0f1d8.jpg В ближайшую субботу – всего лишь через два дня – начинается прием заявлений о поступлении детей в первый класс. Но 2010 год принес и другие новости для учеников и их родителей. Обо всех новациях в школах в ходе «Прямой линии» в медиацентре газеты «Владивосток» сообщили нашим читателям, отвечая на их многочисленные звонки, начальник управления по работе с муниципальными учреждениями образования Владивостока Лариса Карпачева и начальник отдела общего и дополнительного образования Людмила Сухоленцева.Мест на всех хватит – Может ли директор общеобразовательного учреждения отказать в приеме ребенка в школу на том основании, что все места уже заняты?– Директор обязан принять всех детей, проживающих в микрорайоне, за которым закреплена данная школа. Даже если родители принесли документы 29 августа. С учетом того, что во Владивостоке идет точечное строительство, закрепляются новые дома за определенными близко расположенными школами. Когда мы объявляем прием в первые классы, уже известно, сколько детей должно прийти в ту или иную школу, ведь заранее мы проводим большую подготовительную работу.В любом случае ни один ребенок не должен остаться вне школы. Если вдруг возникли какие-то проблемы при поступлении в школу, обращайтесь за помощью в управление по работе с муниципальными учреждениями образования по телефонам: 26-53-22, 26-77-21. – Здравствуйте, меня зовут Владимир Романович. Мне нужно записать внука в первый класс в школу № 73. Когда это можно будет сделать?– Очень приятно, Владимир Романович, что вы такой заботливый дедушка. Прием документов в первые классы общеобразовательных школ начнется с 3 апреля. Для того чтобы записать ребенка в первый класс, нужны заявление от родителей, свидетельство о рождении ребенка – подлинник и копия, а также детская медицинская карта, в которой врачи делают все необходимые записи о готовности ребенка к школе и отмечаются сделанные прививки. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то все врачи его там и осмотрят – в каждый детский сад выезжает медицинская комиссия. После этого надо только сводить ребенка к терапевту.Со всеми документами родители ребенка – они его законные представители – должны обратиться к директору школы с 3 апреля по 29 августа. – Добрый день, это Светлана Максимовна. Скажите, пожалуйста, какие требования предъявляются к первокласснику для поступления в школу с углубленным изучением иностранного языка? – Сегодня для поступления в специализированную школу не предъявляется никаких особых требований, кроме первой группы здоровья. Тестирование или экзамены при приеме в любую школу, в том числе специализированную, лицей, гимназию, проводиться не должны.– Но ведь желающих обучаться в специализированной школе всегда значительно больше, чем она может принять. И где гарантия, что нашего ребенка возьмут? – Если вы проживаете в микрорайоне, к которому принадлежит школа, то ваш ребенок наверняка будет зачислен. Если у него, конечно, хорошее здоровье, ведь обучение ведется по программам повышенного уровня сложности. Освоить ее детям, страдающим хроническими заболеваниями, будет достаточно сложно.Хотелось бы предостеречь родителей, которые стараются во что бы то ни стало отдать ребенка не в близлежащую школу, а в специализированную или в гимназию. Готов ли ваш ребенок физически и психологически к таким серьезным нагрузкам? Ведь если школьные нагрузки будут для него чрезмерными, то могут возникнуть или усугубиться проблемы со здоровьем. Что неизбежно ведет к пропуску уроков, а значит, и к сложностям в освоении программы, к психологическому дискомфорту. Задайте также вопрос себе: если школа находится не рядом с вашим домом, сможете ли вы каждый день рано утром подвозить ребенка к началу занятий и забирать его после уроков? Или вы собираетесь кроме сложной учебной программы «нагрузить» его еще и тем, чтобы самостоятельно добираться до школы и возвращаться домой? Это, в конце концов, просто опасно. На финишной прямой – Валентина Владимировна вас беспокоит. Можно уточнить, кого сейчас принимают в десятый класс? – Всех желающих, кто успешно окончил девять классов, получил аттестат о соответствующем уровне образования и проживает в данном районе. Прием в десятый класс осуществляется без всяких тестов или экзаменов, на основании заявления родителя и документа, который ребенок получил по окончании девятого класса. – Значит, из девятого класса в десятый автоматически не переводят? А если у него в аттестате все тройки, все равно примут в 10-й класс? – Вы правы. На оба вопроса ответ утвердительный. – Добрый день, это Ольга Михайловна. Моей внучке сейчас 13 лет, и всю нашу семью очень интересует такой вопрос. Говорят, при поступлении в вуз у выпускников лицеев и колледжей есть дополнительные льготы. Правда ли это?– Сегодня никаких преимуществ у выпускников лицеев и колледжей нет, они поступают в вуз на общих основаниях со всеми выпускниками школ. Главное для всех одиннадцатиклассников – успешно сдать ЕГЭ. По слухам и достоверно– Это «Прямая линия»? Вас беспокоят родители учеников начальных классов школы-лицея № 41. Ученики начальных классов этой школы учатся в отдельно стоящем здании по улице Борисенко, 18, но в новом учебном году детям с первого по четвертый класс предлагают посещать школу № 30. Для большинства из них это крайне неудобно, поскольку придется пересекать несколько автомобильных переездов и один железнодорожный. Почему бы не вернуть младшие классы в здание школы № 41, как когда-то было? Кстати, учащихся с той поры стало даже меньше.– Вы знаете, что сейчас остро стоит вопрос с дошкольными учреждениями во Владивостоке. Произведена инвентаризация всех зданий, которые можно переоборудовать и предоставить дошкольным учреждениям. Помещение, в котором сейчас расположены начальные классы школы-лицея № 41, – это бывший детский сад. В 90-е годы оно было отдано школе, чтобы избежать участи других дошкольных учреждений, которые были перепроданы по нескольку раз, и вернуть их сегодня в муниципальную собственность практически невозможно. Разместить начальные классы в основном здании школы-лицея № 41 невозможно. Там всего 14 кабинетов, а классов-комплектов в 2010-2011 учебном году предполагается 32, разместиться все классы в одном здании не смогут. Данное помещение рассчитано на 600 человек, а обучается уже сейчас значительно больше. Мы предлагаем вполне приемлемый вариант. Недалеко находится школа № 30 – капитальное трехэтажное кирпичное здание с отдельным пищеблоком, спортивным залом, компьютерным классом, библиотекой, двадцатью просторными кабинетами, где учащиеся могут заниматься в одну смену. Причем лицей № 41 в этом случае сможет быть более востребованным и набирать в этом учебном году уже не один первый класс, а несколько. Сейчас мы занимаемся решением проблемы подвоза детей: школьный автобус и водитель найдены, разрабатывается маршрут, рассматриваются другие сопутствующие вопросы. На сегодняшний день пока не принято окончательное решение о том, где будут проходить занятия начальных классов школы-лицея № 41. По указанию главы города создана экспертная группа, которая должна всесторонне рассмотреть ситуацию и вынести свое заключение. В ее состав входят представители Роспотребнадзора, МЧС, ГИБДД, депутаты, врачи, педагоги. Только после их заключения учредителем будет принято решение по данному вопросу.ЧП в гимназии – Евгения Павловна вас беспокоит. Как вы можете прокомментировать ЧП, которое было 18 марта в гимназии № 2? В одном из старших классов во время урока кто-то приоткрыл дверь, просунул руку с баллончиком и распылил в кабинете газ. В классе некоторые дети несколько дней чувствовали себя плохо. Виновники этого безобразия найдены, но они точно так же продолжают посещать уроки вместе со своими одноклассниками. Меня интересует, какие меры приняты и почему никто не понес никакой ответственности? – О данном факте нам, конечно, известно. В одном из старших классов был распылен баллончик с газом. Директор школы-гимназии № 2 все сделал правильно: сразу были вызваны службы спасения, врачи, милиция, Роспотребнадзор, дети оперативно эвакуированы, баллончик взят на экспертизу. Как только мы получим результаты экспертизы, то сообщим, какой это был газ. Сотрудники милиции выяснили, что участвовали в организации противоправного акта пятеро учеников одиннадцатого класса, трое из них уже установлены. Директор гимназии написала заявление в комиссию по делам несовершеннолетних и в милицию о привлечении к ответственности этих учеников и их родителей. На расширенном совете при директоре принято решение о переводе этих учеников в другие классы.– Но почему дети, которые это сделали, до сих пор находятся в школе? Неизвестно, что им придет в голову в следующий раз…– Они и будут находиться в школе, пока идет разбирательство, в результате которого будет принято какое-то решение. Исключить их из школы можно только по решению педагогического совета. Я считаю, что за совершенное правонарушение они обязаны понести наказание, но образование они должны завершить. Правоохранительные органы должны разобраться, почему они это сделали, какова степень вины каждого из участников, какого наказания по закону они заслуживают. Перегрузки, перегрузки, а я маленький такой...– Добрый день, меня зовут Николай Андреевич. Наш ребенок учится в младшем классе гимназии № 2. Родителям было обещано, что при переходе с пяти- на шестидневное обучение начальных классов количество уроков станет меньше. Тем не менее ежедневно у детей не менее пяти уроков в течение всей шестидневки. Естественно, такая нагрузка негативно сказывается на здоровье детей. На все предложения родителей по этому поводу у администрации один ответ: «Не нравится – переходите в другую школу», хотя мы живем рядом с гимназией. – Согласна с вами, нагрузка на ребенка действительно большая. В гимназии и специализированных школах и предметов больше, и сама программа сложнее, чем в обычной школе. Поэтому так важно взвесить, в состоянии ли ваш ребенок физически и психологически справиться с такими нагрузками. В первом классе педагоги стараются сделать более мягкой и безболезненной адаптацию детей к новой школьной жизни – не ставят оценки, не задают домашние задания, предусмотрены дополнительные каникулы в феврале. Вообще-то общеобразовательные учреждения вправе выбирать, работать им по пяти- или шестидневному учебному плану. Но в любом случае существует максимально допустимая недельная нагрузка на ученика, превышать которую школа просто не имеет права. В основном вся начальная школа, кое-где и среднее звено у нас работают по пятидневке. Но там, где есть углубленное изучение предметов, предусмотрена шестидневная рабочая неделя. – Подскажите, пожалуйста, существуют ли какие-то объективные нормы домашнего задания для начальных классов? Честно говоря, когда третьеклассникам задают только по математике по 30 задач на дом, а на удивленные вопросы родителей отвечают: «Переходите в обычную школу», просто теряешься в догадках, из каких соображений такое делается. – Что касается домашнего задания, то есть определенные нормы: задание на дом не должно превышать того, что было пройдено на уроке. Если задается, по мнению родителей, непомерный объем, то они этот вопрос могут задать завучу или директору школы. Если консенсус не найден, обращайтесь в городской отдел образования. Учеба круглый день – Существуют ли во Владивостоке школы-интернаты, и как можно туда определить ребенка?– Да, существуют. Это специальные коррекционные образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Они находятся в ведении департамента образования и науки Приморского края. Во Владивостоке также расположены две муниципальные общеобразовательные школы-интерната: лицей-интернат «Буревестник» для одаренных детей – он находится в районе Садгорода и принимает для обучения учащихся 9–11 классов, и школа-интернат общего образования на Баляева. Специальная комиссия рассматривает каждый случай, когда ребенок попал в тяжелую жизненную ситуацию, и решает вопрос о направлении ребенка в интернат. – Могут ли родители как-то повлиять на администрацию школы, чтобы наш класс учился в первую смену?– Такие просьбы поступали к нам в течение учебного года не раз. На практике это очень сложно сделать, поскольку надо учитывать несколько моментов. Во-первых, согласно санитарным нормам первые, пятые и старшие классы должны обучаться только в первую смену. Во-вторых, администрация школы при решении вопроса о сменности занятий учитывает наличие учебных помещений и нагрузку учителей-предметников. Согласно закону РФ «Об образовании» этот вопрос находится в компетенции общеобразовательного учреждения.– А как вы сами считаете, лучше учиться в первую или во вторую смену?– Бесспорно, учиться лучше в первую смену – такой вывод давно сделали и врачи, и педагоги, и психологи, и родители. Большинство ребят во Владивостоке обучаются в первую смену, в немногих школах сегодня двухсменка. Во второй половине дня в школах, как правило, проходят какие-то дополнительные занятия, работают различные кружки и секции. Но мы прогнозируем, что в ближайшие годы ситуация изменится. Начиная с 2011 года первоклассников будет значительно больше: школьного возраста достигнут дети 2004-2005 годов рождения, когда кривая рождаемости пошла вверх. Безусловно, большинство общеобразовательных учреждений вновь перейдет на двухсменный режим обучения – другого выхода пока не предвидится. – Это «Прямая линия»? Скажите, пожалуйста, предусмотрены ли сейчас в школах продленки? – Группы продленного дня – это дополнительная услуга. В перечень обязательных услуг они не входят, и финансирование на продленку не выделяется. В настоящее время в ряде школ решается вопрос о предоставлении данной услуги в качестве дополнительной и платной. Кадры, вы где?– Я недавно окончила химический факультет ДВГУ, но в дипломе у меня нет записи «педагог». Могу ли я пойти в школу преподавать химию? – У нас очень много вакансий, если есть желание – приходите. Для того чтобы привлечь молодых специалистов, в городе второй год действует муниципальная целевая программа «Привлечение молодых специалистов для работы в сфере образования г. Владивостока на 2008–2010 годы». В соответствии с ней молодой специалист получает единовременную денежную выплату в размере пяти должностных окладов – это чуть больше 27 тысяч рублей. В течение нескольких лет он получает 50-процентную надбавку к окладу, участвует в конкурсе «Молодой специалист». Сегодня 68 человек вошли в эту программу. Когда к нам приходят специалисты, не имеющие в вузовском дипломе записи «педагог», мы предлагаем им пройти краткосрочные курсы по педагогике, чтобы преподавать свой предмет. – Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, какая из современных авторских программ обучения в школе наиболее эффективна? Хотелось бы, чтобы для нашего сына-первоклассника уроки в школе были интересными и максимально полезными. – Сегодня практически все известные программы и методики школьного обучения во Владивостоке востребованы. Рациональное зерно и положительные результаты есть в любой из этих методик. Главную роль играет личностный фактор: когда педагог увлечен конкретной программой, он будет стараться осуществить ее в повседневной работе.Также у нас реализуется муниципальная программа «Одаренные дети города Владивостока», по которой мы проводим мастер-классы, профильные смены на базе лицея-интерната «Буревестник», детские научно-практические конференции. Работа каждого ребенка опубликована в сборнике печатных трудов, и каждому участнику такой сборник выдается на память. 500 ребят, которые хорошо учатся, участвуют в олимпиадах и спортивных соревнованиях, ежегодно получают стипендию города Владивостока – по 3600 рублей. Школьники привыкают к интеллектуальному труду, и те, кто когда-то начинал с таких программ, поступали в вузы, получали за отличную учебу различные премии, в том числе Потанинскую, Оксфордскую, и сегодня стали успешными людьми во Владивостоке. Самое главное – чтобы вырос хороший человек, умеющий самостоятельно мыслить, быстро ориентироваться в современном мире, конкурентоспособный, стремящийся к постоянному самообразованию.

Автор: Татьяна НАДЕИНА