Мост набирает высоту

Впервые в истории строительной отрасли Дальнего Востока проведена надвижка пролетных конструкций на высоте 60 метров над землей. Эту работу выполнила Тихоокеанская мостостроительная компания в северной части строящегося моста через бухту Золотой Рог.

24 март 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2699 от 24 март 2010
17cdfc51b3094f0ce09ff8e9e834bf11.jpg Впервые в истории строительной отрасли Дальнего Востока проведена надвижка пролетных конструкций на высоте 60 метров над землей. Эту работу выполнила Тихоокеанская мостостроительная компания в северной части строящегося моста через бухту Золотой Рог.60 метров над Светланской– Не боитесь? Вестибулярный аппарат хороший? – поинтересовался Иван Васильевич Лавриков, прораб участка по строительству моста над бухтой Золотой Рог.– Все в порядке! На соревнованиях по гимнастике с бревна не падала, – бодро ответила я, не уточнив, впрочем, что спортивная школа осталась в далеком детстве.Журналистам «Владивостока» выдали по защитной каске, и мы вслед за Лавриковым с опаской ступили на железный настил – не более семидесяти сантиметров в ширину с поручнями по обеим сторонам. До конца пути было каких-то 322 метра… За спиной осталась улица Суханова, в шестидесяти метрах под нами бурлила сначала Светланская, а потом Корабельная набережная. Скоро мы освоились и поняли, что пересекать улицы по воздуху, точнее, по узкому проходу между небом и землей на головокружительной высоте можно значительно быстрее, чем по земле. Главное – не смотреть перпендикулярно вниз. От этого появляется ощущение бездны под ногами и никчемная мысль: «И куда это меня понесло?!». Здесь важен правильный ракурс. Тогда ты видишь Владивосток с высоты птичьего полета: изящные изгибы бухты Золотой Рог и солнечные блики в ее водах, кажущиеся игрушечными корабли и суда, ставшие вдруг близкими острова, небо и сопки с высотными и маленькими домами, бесконечные автомобильные пробки во всех направлениях… Не знаю, как будет восприниматься эта панорама в будущем – в какой-нибудь сотый раз проезда по мосту, но сейчас так и хочется воскликнуть вслед за киношным Иваном Васильевичем: «Лепота-а-а!».Реальный Иван Васильевич Лавриков не скрывал удовлетворения произведенным эффектом:– Здорово, правда? Кстати, вы первые журналисты, которые прошли над городом по временному пролетному строению длиной 322 метра. Мы его открыли всего два дня назад. Когда мост построим – картина будет намного лучше: транспортные потоки перегруппируются и таких автомобильных заторов, как сейчас, наверняка не будет. Уникальная операция…Наблюдательные владивостокцы уже давно обратили внимание: рядом с красными опорами моста от улицы Суханова и до Корабельной набережной растут новые гигантские конструкции. Правда, только специалисты понимали, что на глазах всего города происходят уникальные строительные операции. На высоте 60 метров над землей в северной части моста через бухту Золотой Рог от четвертой опоры до восьмой смонтированы временные пролетные строения – с пешеходным проходом с ограждениями.– Надвижка пролетных конструкций на такой высоте делается впервые как в Тихоокеанской мостостроительной компании, так и вообще в Приморье, – пояснил прораб Иван Лавриков. – Она идет в среднем со скоростью 3 метра в час, а высота всего сооружения достигает в разных точках от 45 до 60 метров. Металл к нам поступает по железной дороге из города Кургана, на базе Тихоокеанской мостостроительной компании во Владивостоке есть специальная площадка для его выгрузки. На специальной стапельной площадке мы укрупняем конструкцию, закрепляем болтами, сдаем представителю мостового бюро и надвигаем при помощи специальных домкратов.Все это строение длиной на один пролет общим весом 720 тонн и состоящее из трех пакетов с помощью строителей тихонечко ползет по «скользунам». По словам Ивана Васильевича, в ближайшее время здесь будут устанавливать поперечные балки толщиной 55 сантиметров, и уже на них строители настелят сплошной деревянный брус. Затем пойдет опалубка, в которой будут бетонироваться основные «пролеты». После того как они наберут прочность, все металлические временные опоры демонтируют, останутся только железобетонные строения. Кто построит вантовый мост…На этом участке работают 120 человек. Половина из них несет вахту под руководством прораба Ивана Лаврикова, другая половина отдыхает. Через 15 дней их меняют 60 человек во главе с прорабом Василием Ореховым. Перед ними поставлена задача: сдать объект в срок, и для этого все промежуточные графики должны неукоснительно выполняться. И когда прораб говорит, что его люди «каждый болтик назубок знают, потому что закручивали их своими руками», он ничуть не преувеличивает. Почему устроиться на работу в ЗАО «ТМК» непросто? – спрашивают некоторые приморцы. Мостостроители отвечают:– У нас достаточно жесткий отбор. Ведь условия труда непростые: мы работаем при сильном ветре и морозе, в дождь и в снег. Парни должны быть физически развитыми, закаленными, не бояться высоты, но самое главное – чтоб голова хорошо соображала. Если спорт-смен – шансы твои увеличиваются. Зато на зарплату здесь грех жаловаться, кто по-настоящему работает, тот нормально и зарабатывает. – Я начинал тоже с монтажника в Приморье, – вспоминает Иван Лавриков. – Учился в Омске в высшем техническом училище, которое когда-то окончил Дмитрий Карбышев. Все знают, что он был героем войны, но немногим известно, что он был еще и талантливым инженером-проектировщиком. После училища Иван Лавриков строил дороги, мосты, дома, тоннели. И все же любимый объект для него – это мост:– Когда мы заканчивали учебу, то в шутку говорили: «Кто построит вантовый мост, тот будет настоящим мостовиком». Я об этом мосте мечтал 25 лет! Совсем скоро студенческая шутка сбудется – мы строим вантовый мост. Даже предположить не мог, сколько нервов придется потрепать, как буду переживать за каждого человека – ведь высота сумасшедшая, работа у нас рискованная. Иван Васильевич своим учителем в профессии считает Виктора Григорьевича Гребнева – директора ТМК. Еще студентом у него проходил практику, многие годы работал под его началом, присматривался, перенимал опыт – словом, был прилежным учеником. Теперь и у Лаврикова есть свои ученики, и один из них – Василий Орехов, отличный прораб на этом же участке. Мечта мостовиков и горожанВладимир Крупнов, прораб участка № 2, руководит работами на восьмой опоре, где находится северный пилон. Здесь, на 37-м причале, мостостроители под его руководством приняли вахту 10 марта – как обычно, на пятнадцать дней.– Сроки сдачи определены очень жестко, мы не имеем права выбиваться из графика, – говорит Владимир Викторович. – К ноябрю 2011 года объект должен быть сдан. Время летит очень быстро, и расхолаживаться нельзя.На опору № 8 будут крепиться ванты моста. Сейчас строители находятся на отметке 47,91 метра – левая и правая стойки пилона забетонированы именно здесь. Опору они возведут до отметки 226 метров, то есть им надо подняться вверх еще на 180 метров. Пилоны идут вверх «захватками», каждая из которых по четыре метра. За 15 дней вахты мостостроители должны заармировать и забетонировать две секции №12.Кран поднимает емкости с горюче-смазочными материалами для прогрева бетона, чтобы он набрал прочность при среднесуточной температуре от нуля до пяти градусов тепла. Ну а пока температура была отрицательная, возвели трехъярусное сооружение, между ярусами поместили частокол из металлических длинных штырей (арматуры), который располагается в самоподнимающейся опалубке на домкратах. Пока вся эта опалубочная конструкция зафиксирована, идут необходимые работы, а потом она поднимается вверх на четыре метра. И снова продолжается работа, и снова медленно, но верно люди идут вверх. Работа ведется с помощью башенных кранов, конструкцией которых также предусмотрено, что они могут сами себя наращивать в высоту. На причале успешно действует бетонный узел итальянского производства – он работает на местных материалах. Мост строят на цементе от ОАО «Спасск-цемент», который выдерживает все необходимые требования по качеству, морозоустойчивости, прочности, водостойкости и т.д. Для проверки качества бетонной смеси с каждой захватки – а это примерно 185 кубометров – берутся пробы на испытания в лаборатории.Железобетонные пролетные строения основного моста северной части будут идти с берега и до восьмой опоры. Дальше пойдет металлическое пролетное строение, которое будет монтироваться с помощью крана, находящегося наверху на уже возведенных строениях. Эти конструкции будут подвозиться баржами из Находки, где находится площадка для изготовления металлических блоков основного пролета.Когда железобетонные пролеты будут готовы, временные металлические конструкции красного цвета будут демонтированы и убраны. Конечно, на металлолом их никто не сдаст, они будут со временем снова пущены в дело –Тихо-океанская мостостроительная компания намерена строить мосты и дальше. – Я 30 лет в отрасли, строил, можно сказать, все, – рассказывает Владимир Крупнов. – Сам я из Спасска, родители окончили Уссурийский сельхозинститут и очень хотели, чтоб я пошел по их стопам. Но у меня была другая мечта – строить мосты и дороги. Уехал в Хабаровск, окончил политехнический институт и вот уже три десятка лет занимаюсь любимым делом. Жена тоже получила диплом по специальности «Мосты и тоннели», и обе дочери пошли по нашим стопам. Теперь уже внук-первоклассник Рома задает мне вопросы о строительстве моста, который растет на его глазах. Я вам откровенно скажу: попасть на эту стройку – мечта любого мостовика, монтажника, бетонщика, сварщика, крановщика. Вот и выкладываются здесь все, как говорится, на полную катушку.Мост через бухту Золотой Рог – это ведь память на всю жизнь. Тебе, твоим детям, внукам и правнукам. Есть чем гордиться, в самом деле. Потому что мост будет служить многим поколениям приморцев и во славу всей России.

Автор: Татьяна НАДЕИНА