Притяжение полюсов

Человечество неизбежно придет к активной деятельности, как на Северном, так и на Южном полюсах. Произойдет это уже в ближайшее десятилетие – уверены дальневосточные ледовые капитаны, не один десяток лет прокладывающие морской путь для других судов во льдах Арктики и Антарктики.

10 март 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2691 от 10 март 2010
e4afe0380d16acf7cf8f4f5f5c11b54a.jpg Человечество неизбежно придет к активной деятельности, как на Северном, так и на Южном полюсах. Произойдет это уже в ближайшее десятилетие – уверены дальневосточные ледовые капитаны, не один десяток лет прокладывающие морской путь для других судов во льдах Арктики и Антарктики.«От Арктики – до Антарктики» – так мы назвали тему очередного обсуждения в медиацентре газеты «Владивосток». Наш конференц-зал в этот день был больше похож на кают-компанию, где собрались за одним столом несколько поколений моряков. Ледовые капитаны – люди уникальные, их на земле значительно меньше, чем космонавтов. Для курсантов судоводительского факультета МГУ во главе с их руководителем Владимиром Гамановым эта встреча была особенной: ну где и когда они еще смогли бы увидеть и услышать сразу несколько живых легенд не только Дальневосточного морского пароходства – всего российского ледового флота? Это капитан дальнего плавания Вадим Абоносимов, капитан ледокола «Адмирал Макаров» Геннадий Антохин, капитан ледокола «Капитан Хлебников» Виктор Васильев, главный гидролог ДВМП Николай Шаталин. Они много лет сквозь толщу льдов проводят суда на чистую воду, и предмет разговора знают, как своих пять пальцев. К их размышлениям и выводам о судьбах Арктики и Антарктики, к их аргументам и бесценному опыту наверняка стоит прислушаться многим специалистам. До десанта не дошло. Пока...По данным различных источников, от 15 до 25 процентов неразведанных мировых запасов нефти и газа содержится в арктическом шельфе. В районе хребта Ломоносова в Арктике обнаружены запасы алмазов, а месторождения платины, золота, никеля, олова, марганца, свинца, расцениваются учеными как промышленные. Подсчитан даже доход от освоения нефтегазовых ресурсов на дне Северного Ледовитого океана – он может превысить 120 миллиардов долларов!Три года назад эффект разорвавшейся бомбы вызвала установка российского флага на дне Северного Ледовитого океана членами российской полярной экспедиции. Обнародование Россией данных, что хребет Ломоносова – продолжение российской территории вызвало явное неудовольствие руководства близлежащих к полюсу стран и США.Так, в августе 2009 года ледоколы береговой охраны Канады и США Louis S. St-Laurent и Healy отправились в экспедицию для сбора данных о границах шельфа в западной Арктике. Одновременно канадская полиция начала патрулирование реки Маккензи с целью продемонстрировать, что Арктика — составная часть Канады.В ответ на эти действия заместитель секретаря Совета Безопасности РФ Владимир Назаров заявил, что Москва против милитаризации Арктики и за «цивилизованное разграничение этой зоны». «Наши действия строго соответствуют конвенции по морскому праву. Чтобы завершить подготовку соответствующих материалов и передать их в комиссию по морскому шельфу, нами изучается морское дно. Мы ожидаем, что наши партнеры поступят так же и что США присоединятся к конвенции»,—сообщил Назаров.Дальше – больше. В прениях ученых и политиков свое веское слово решили вставить и военные. Главнокомандующий ВДВ Владимир Шаманов пообещал высадить «мирный десант» своих подчиненных на Северный полюс весной 2010 года – об этом информирует газета «Известия». В ответ глава минобороны Канады Питер Маккей пообещал организовать встречу российскому десанту – послать истребители для охраны государственных границ.Словом, все только начинается, и арктический холод не гасит, а лишь распаляет страсти.В белое безмолвиеКак становятся ледовыми капитанами? Все три капитана уверяют, что первый шаг был случайным. – Но что такое случайность, как неосознанная закономерность? – размышляет Геннадий Антохин. – Будто кто-то ведет тебя по жизни и заставляет сделать правильный выбор. В 1974 году я был вторым помощником на теплоходе «Камчатка». В то время второй помощник отвечал за груз, на флоте их называли «ревизоры». И вот два месяца мы ходили в Арктику. Я там путал день и ночь. Стоишь в Певеке, разгружаешься, солнце светит, а оказывается – ночь. Помню, как мы шли с Колымы за ледоколом «Ленинград». Стою на вахте, смотрю, а у них там по вертолетной площадке народ гуляет, и сам ледокол такой мощный, красивый. Думаю: «Вот у них там жизнь!» И тут однокашника встречаю, он мне порассказал, как на ледоколе весело и замечательно. А в 1975 году меня послали на приемку ледокола «Адмирал Макаров», я еще упирался, с женой посоветовался, она: «Какие ледоколы! На юг иди, хоть обеспечишь семью!» Я подумал, и… пошел на ледокол. Да и остался на всю жизнь.Наверняка не все курсанты, слушающие рассказ Геннадия Ивановича, знали, что он, с таким чувством юмора изображавший пингвинов, – это именно тот знаменитый капитан, который в 1985 году на ледоколе «Владивосток» совершил тяжелейшую проводку и спас затертый во льдах Антарктики научно-исследовательское судно «Михаил Сомов». Вернулся из того рейса молодой капитан седым. Глядя на Антохина, с трудом верится, что на долю этого большого жизнелюбивого человека выпало не только сложной нервной ледовой работы, но и обычной человеческой несправедливости и зависти. Капитан Виктор Васильев в Антарктику ходит уже 15 лет. В Арктике также проводил караваны во льдах, а когда ледокол «Капитан Хлебников» переоборудовали под судно для туристов, стал возить группы за экзотикой к айсбергам и пингвинам. По его словам, в этом сезоне Антарктика необычная была: постоянные снега, ветры. Обычно лед приносит ветром и уносит, но на этот раз лед «запаковал» ледокол на 8 дней и вокруг образовалась ледовая подушка около трех метров. Ветер со снегом доходил до 24 метров в секунду, и природа, судя по прогнозам, не обещала улучшения погоды. Решили выбираться сами, поскольку пассажиры должны были вернуться из круиза вовремя. – Чтобы выбираться изо льдов, обычно ледокол движется вперед носом, – рассказывает Виктор Васильев. – Здесь это не проходило. Единственный вариант – ледоколу нужно было подгребать под себя. Разворачивались кормой, немного работали, потом снова носом и таким образом двигались помаленьку. Опасность была в том, чтобы не повредить винто-рулевую группу, особенно руль не повредить. Потому что когда идешь назад, давление на руль очень опасно. Так выбирались шесть дней – успели вовремя.Антохин и Васильев когда-то начинали третьими и вторыми помощниками у Вадима Ивановича Абоносимова – капитана, который и «натаскивал» их, и гонял, если за дело, и по-человечески помогал.– Чтобы вырастить настоящего ледового капитана, – убежден Абоносимов, – нужно не меньше пяти лет работы во льдах. Чтобы молодой судоводитель самостоятельно делал проводки, чтобы думал, как выходить из сложных ситуаций, и выходил из них. Я, когда начинал, учился у таких асов ледового дела, как капитаны Готский и Хлебников, а когда сам стал капитаном, передавал свой опыт судоводителям следующего поколения. А кто придет на смену Васильеву, Антохину, Ковальчуку?– Не сбрасывайте со счетов красоту и притягательность этого удивительного мира, – напомнил гидролог Николай Шаталин, «глаза и уши» капитанов в сложных арктических проводках. – Кроме тяжелого труда работы во льдах, есть ведь и ни с чем не сравнимая романтика Арктики и Антарктики. Это просто интересно – побывать там. Ведь туристы даже деньги немалые платят.С кем завоевывать шельф?Сегодня нет условий для того, чтобы поднять следующее поколение ледовых капитанов, – убеждены Абоносимов, Антохин и Васильев. Нет настоящих сложных проводок в условиях тяжелого льда, нет ледоколов для новых капитанов, нечем заинтересовать молодежь. Как выходить из этой ситуации – капитаны не знают. Но надежды не теряют – потому и общаются с молодежью, и пытаются донести до них романтику своей нелегкой профессии.Между тем, в воздухе по-прежнему витают большие планы и надежды в отношении Арктики и Антарктики. Как сообщил журналистам заместитель генерального директора по эксплуатации ФГУП «Атомфлот» Андрей Смирнов, «Атомфлот» предложил использовать два ледокола для арктических экспедиций 2010-2012 годов, в ходе которых должно пройти исследование арктического шельфа и определение его российских границ. Ведущим ледоколом будет судно типа «Арктика», относительно второго судна решение пока не принято – это может быть либо атомный, либо дизель-электрический ледокол. «Ясно одно, – сказал Смирнов,– мы должны этой зимой установить всю необходимую аппаратуру для того, чтобы с июня начать работу по исследованию арктического шельфа».

Автор: Татьяна НАДЕИНА