Потечет горючее слезами...

Компания ОАО «НК «Роснефть» временно приостановила подготовительные работы по проекту Приморского нефтеперерабатывающего завода (ПНПЗ). По информации, полученной источником «В» в департаменте градостроительства краевой администрации, поводом для этого стали настоятельные требования дальневосточных ученых и экологов о переносе площадки будущего завода. При этом объем переработки сырья на НПЗ планируется снизить с 20 до 15 млн тонн в год. Заместитель директора ПНПЗ Сергей Рыбка от комментариев отказался, уточняя, что проект находится пока в комиссии Государственной экологической экспертизы.

26 февр. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2686 от 26 февр. 2010
94bb18e94f95e2b47337610f2080a05b.jpg Компания ОАО «НК «Роснефть» временно приостановила подготовительные работы по проекту Приморского нефтеперерабатывающего завода (ПНПЗ). По информации, полученной источником «В» в департаменте градостроительства краевой администрации, поводом для этого стали настоятельные требования дальневосточных ученых и экологов о переносе площадки будущего завода. При этом объем переработки сырья на НПЗ планируется снизить с 20 до 15 млн тонн в год. Заместитель директора ПНПЗ Сергей Рыбка от комментариев отказался, уточняя, что проект находится пока в комиссии Государственной экологической экспертизы.Напомню, что для будущего нефтеперерабатывающего завода в Приморье предлагались две площадки, одна из них в районе залива Петра Великого, рядом с морским заказником «Залив Восток». Дальневосточные ученые, посовещавшись на заседании президиума Дальневосточного отделения РАН, пришли к выводу, что строительство здесь нефтеперегонного завода и его морского терминала будет убийственно для природы и местных жителей.В проекте ПНПЗ, разработанном ОАО «Омскнефтехимпроект», ученые и экологи обнаружили массу уязвимых мест. Предполагаемая береговая линия морского заказника «Залив Восток» проляжет в километре от будущего ПНПЗ, сам терминал расположится в 500 метрах от его морской границы. Вплотную к землям особой природной зоны будет проложена труба нефтепровода, способная перекачивать до 20 млн тонн сырья.Удар по экологииРайон морского заказника «Залив Восток» – это уникальная и перспективная рекреационная зона, не уступающая Сочи, здесь живет гигантское число краснокнижных животных и растений, а здешние воды – это роддом для более 65 видов морских животных и промысловых рыб. Здесь самые подходящие места для промышленного выращивания марикультуры, а не обустройства губительного для всего живого производства. С потенциальных морских огородов можно будет собирать до 270 тыс. тонн трепанга, мидий, гребешка и т. д., которые будут востребованы в регионе. И дать около 87 тыс. рабочих мест. Завод же сможет предложить работу лишь четырем тысячам человек.Ученые опасаются, что нефтепереработка поставит крест на подобной перспективе. Нефтяные пятна, неизбежные при перекачке нефти, течением будут выноситься в воды заказника.– Проходящие в этом районе морские течения носят циклонический характер: входят вдоль восточного берега мимо предполагаемого терминала в бухту, заносят вредные вещества, а потом выходят из нее, – объясняет заслуженный эколог России, заместитель председателя Координационного совета по проблемам экологии Приморья Дмитрий Вышкварцев. – При перегрузке нефтепродуктов проектировщики предусмотрели штатные разливы до 1,5 тысячи тонн. Предложенная схема размещения нефтеперегонного завода не только наполнит бухту смертоносными веществами, но и повлияет на водобмен, приведет к опреснению вод и погубит существующую здесь флору и фауну.По подсчетам ученого, загрязнение заповедника будет идти со всех фронтов – моря и воздуха. Плановые вредные выбросы в атмосферу составят от 23 до 58 тыс. тонн в год (150 тонн в сутки) в радиусе 6-8 км. Но в ветреную погоду территория загрязнения увеличится до 50 км, практически до поселка Смоляниново. Осевшие на почву бензол, толуол и другие вещества дожди смоют в море, усугубив и без того не радостную картину.Главный научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, профессор Борис Преображенский обращает внимание, что строить НПЗ собираются в районе геологического разлома, где могут случиться землетрясение до 7-8 баллов и цунами.– Глубина моря в этом районе не превышает 16 метров, расстояние между днищем подходящих к заводу судов и морским дном проектировщики заложили в 1,5-1,7 метра, а максимальную высоту волны – 5 метров. Но в случае цунами перепад высот больше, и если судно поднимется на километровой волне, что и бывает при цунами, то оно неизбежно ударится о грунт. И таких волн во время стихии бывает не менее шести, – продолжает Борис Преображенский. – О вытекающих последствиях говорить бессмысленно.Цунами в этом районе случаются раз в 30 лет, а последний толчок магнитудой в 6,7 балла отмечен на границе южного Приморья, Северной Кореи и Китая 18 февраля этого года.Нужна другая площадкаУченые не против развития Приморья и нефтеперегонного производства, они лишь предлагают выбрать под него иную площадку. К примеру, в уже существующей «черной» точке на карте Приморья – районе поселка Хмыловка, где создано хранилище нефтепорта Козьмино, есть причалы для загрузки танкеров и т.д. Морское течение, проходящее в этом месте, будет относить выбросы нефтезавода в сторону от нашего шельфа. Контраргументы проектировщиков – в этой бухте нет перспектив для наращивания мощностей ПНПЗ.– Строительство завода в заливе Петра Великого, по предварительным расчетам, обойдентся в 300 млн долларов, а экономия от его возведения на площадке, предлагаемой нами, составит не менее 30 млн, – не соглашается Дмитрий Вышкварцев. – Выигрыш очевиден, помимо того, что будет сохранен уникальный природный уголок. К тому же порт в Находке после переоборудования стал бы самым мощным в регионе. Ведь сейчас на Дальнем Востоке нет ни одного порта, который перерабатывал бы 100 млн тонн грузов в год, и строительство еще одного «малыша» неразумно.Противостояние экологов, ученых и создателей проекта ПНПЗ длится уже второй год. И, кстати, упорство экологов не столь бессмысленно, как кажется. За это время им удалось настоять на отмене первоначального решения поставить ПНПЗ в районе бухты Перевозной в Амурском заливе. Тот проект так же был губительным для здешней акватории.– Голос общественности доходит до высоких кабинетов, и показатель этому – отставка в январе 2010 года вице-президента «Роснефти»», – замечает директор приморского природоохранного фонда «Феникс» Сергей Березнюк. – Но даются такие победы не легко. Экспертными заключениями пренебрегают, их старательно не замечают и даже подтасовывают. Наша задача сейчас – чтобы аргументы ученых и выводы президиума ДВО РАН дошли до членов Государственной экологической экспертизы. Есть подозрение, что документы, которые мы направили в Ростехнадзор, в Министерство природных ресурсов и экологии, президенту и премьеру России могли не попасть туда. А сомнительные выводы проектировщиков и «Роснефти» обязательно дойдут до структур, принимающих важные решения.А он нам нужен, этот завод?Отношение в Приморье к будущей нефтепереработке неоднозначное. Представители власти двумя руками «за» – это толчок для развития края, новые рабочие места и перспективы. В экспертном сообществе разброс мнений с точностью до наоборот. По мнению директора института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александра Латкина, благодаря собственному нефтеперерабатывающему заводу, край может получать качественное топливо по низкой цене. При этом, отвечая на вопрос, сможет ли Приморье привлечь азиатские страны для покупки наших нефтепродуктов, он не дает однозначного ответа. «Соседям выгоднее покупать сырье у нас и перерабатывать, и, может быть, даже Япония не будет покупать приморский бензин или авиационный керосин. Но есть Приморский край, который потребляет и бензин, и керосин, есть Камчатка, есть Магадан, Сахалин и Хабаровский край, – рассуждает Александр Латкин. – Дальний Восток в год потребляет 10-15 млн тонн жидкого топлива. Автомобилизация нарастает, значит, вырастет спрос».Директор Института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН Павел Минакир сомневается в целесообразности приморской нефтеперегонки. Эксперт уверен, что обновленный НПЗ в Комсомольске-на-Амуре и модернизируемый завод в Хабаровске удовлетворят нужды дальневосточников. А потенциальные потребители АТР ждут из России лишь сырье для загрузки собственных производств.То, что у еще не построенного ПНПЗ могут быть проблемы со сбытом, косвенно подтвердил и вице-премьер, председатель совета директоров ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин, побывавший в конце прошлого года на запуске нефтеналивного терминала в Козьмино. Журналистам вип-чиновник рассказал, что «о точных сроках начала строительства говорить рано». «Решения должны быть связаны с гарантией сбыта. Мы анализируем внутренние потребности региона, а также возможности экспорта. Исходя из этих данных, и будет определена конфигурация будущего завода», – уклончиво ответил вице-премьер.

Автор: Татьяна НИКОЛАЕВА