Тропой Фандорина

Борис Акунин. «Весь мир театр». Издательство «Захаров».

24 февр. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2684 от 24 февр. 2010
f1b9010eea629ed4bd7d53863d3bf8cd.jpg Борис Акунин. «Весь мир театр». Издательство «Захаров». Меньше стилизации, больше сути. Девиз, взятый господином Акуниным и воплощенный в детективе «Весь мир театр», Лоцман горячо одобряет. Может быть, именно следование этому девизу превратило еще одну историю из жизни Эраста Фандорина в динамичный захватывающий детектив.Первые истории о господине Фандорине Лоцман читал со скрежетом зубовным, продираясь сквозь то, что, вероятно, следует изящно назвать «искусством стилизации» или «местным колоритом», а Лоцман считал ненужными деталями и излишним стремлением выдержать повествование в стиле романов конца XIX - начала XX века. Любой стилизации, любой «подделке под» должен быть разумный предел. Как только стилизация становится важнее сюжета, книга умирает… Хорошо, что с приключениями Фандорина ничего подобного не случилось.С другой стороны, возможно, существует иное объяснение тому, что «Весь мир театр» так выгодно отличается от «Азазеля», например. Возможно, Борис Акунин (все мы знаем, кто скрывается за этим псевдонимом, но позволим автору называться так, как он хочет), просто устал писать о герое, который сделал его знаменитым. Ведь уставал же Конан Дойл от своего Шерлока Холмса, уставала Агата Кристи от господина Пуаро – в какой-то момент литератору хочется идти дальше, а издатели и читатели требуют привычного и любимого… Может быть, именно устав, Борис Акунин плюнул на стилистические изыски и написал крепкий симпатичный детектив. Что ж, даже если так, все равно итог замечательный.Не вдаваясь в детали сюжета, Лоцман скажет, что эта небольшая книга вполне способна скрасить вечерок-другой (или несколько часов в самолете) любителям детектива, и не только им. Очень интересной книга может показаться, например, любителям театра – рассуждения автора и описание приемов и взглядов режиссера Штерна интересно проецируются на реалии дня сегодняшнего и на то, что происходит в современных храмах Мельпомены. Да и тем, кто, возможно, в театре-то никогда не был, почитать новую историю о Фандорине будет даже полезно – узнаете как минимум, что такое амплуа и сколько их… Конечно, не обошлось в книге и без типичной для господина Фандорина и столь любимой им игры в подражание, игры в стилизацию. Когда убийца-маньяк будет изобличен и всем сестрам раздадут по серьгам, читателю будет предложен бонус: пьеса, которую господин Фандорин как будто бы написал для постановки в театре. Изящная вещица, очень изящная. Опять же раскрывать детали не хочется, но Лоцман все же считает своим долгом дать читателю совет – не спешите закрывать книгу, прочтите пьесу. Получите удовольствие.