Второе пришествие ЕГЭ

Ровно через три месяца наступит день, когда для 2070 выпускников школ Владивостока прозвенит последний звонок. С аттестатами и результатами ЕГЭ в руках абитуриенты отправятся покорять ВУЗы. Какие особенности характеризуют грядущий сезон «абитуры», чем он будет отличаться от предыдущего, ставшего дебютным для Единого государственного экзамена?

24 февр. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2684 от 24 февр. 2010
3f6c5d7e6be698c3a331adbf8d0081aa.jpg Ровно через три месяца наступит день, когда для 2070 выпускников школ Владивостока прозвенит последний звонок. С аттестатами и результатами ЕГЭ в руках абитуриенты отправятся покорять ВУЗы. Какие особенности характеризуют грядущий сезон «абитуры», чем он будет отличаться от предыдущего, ставшего дебютным для Единого государственного экзамена? ЕГЭ – это благо? – Анализ вступительной кампании 2009 года показал, что из 3258 выпускников муниципальных образовательных учреждений (МОУ), получивших аттестаты, 2636 человек поступили в вузы. Более ста из них – в московские и санкт-петербургские, – отмечает заместитель начальника управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока Лариса Ковалева. – Таким образом, проведение Единого госэкзамена в штатном режиме дает возможность получить базу данных о системе образования в целом и о системе образования во Владивостоке в частности. По мнению специалистов, Единый государственный экзамен позволяет наиболее полно и объективно проверить знания выпускников. К тому же, благодаря такому экзамену значительно упрощается схема поступления. Как известно, благодаря ЕГЭ абитуриенту теперь удается избежать значительной части вступительных испытаний, которые приходилось выдерживать поступающим еще 3-4 года назад. По сути, школьники «мучались» дважды – сначала сдавали выпускные экзамены в школе, а затем вступительные – в вузе. В сущности, дублировали школьные экзамены. О том, скольких нервов это стоило старшеклассникам и их родителям напоминать не будем. Кроме того, благодаря введению ЕГЭ школьникам приходится определяться с выбором профессии несколько ранее, так как заявления о желании сдавать ту или иную дисциплину должно быть подано в начале марта.Так ли страшен конкурс?В прошлом году не было никаких количественных ограничений, и абитуриенты подавали документы сразу в несколько вузов на десятки факультетов (с надеждой на русский «авось» – куда-нибудь да возьмут). Таким образом, искусственно создавался огромный конкурс на место. Но к этому году ограничения количества факультетов, на которые один абитуриент может подать документы, уже введены.Один из любимых вопросов абитуриентов: «Сколько человек претендует на место?». Понятно, что чем выше эта цифра, тем престижнее факультет и тем ниже шансы на поступление. В хороших вузах мест всегда мало, а желающих учиться – много. Если разделить количество абитуриентов, которые подали документы в приемную комиссию, на количество мест в ВУЗе, то получится вступительный конкурс (с привычной поправкой на разного рода «блатных», поступающих вне конкурса) . Однако надо учесть возможность подачи документов сразу в несколько вузов. В прошлом году никто не запрещал абитуриентам отправить результаты тестирования в 10-15 вузов нашей страны, но теперь и в этом отношении введены ограничения. В любом случае, количество заявлений, приходящихся на одно место, не соответствует реальной конкуренции среди поступающих: в действительности она значительно ниже. Еще одна причина, почему вступительный конкурс не отражает реального положения дел – периодическое сокращение бюджетных мест. Сокращая набор на бесплатное обучение на самые популярные профессии, такие как экономика, юриспруденция, информатика, вузы завышают конкурс. Если останется 5 бюджетных мест из 10, то и количество человек на место увеличится в два раза. Поэтому только на конкурс ориентироваться не стоит. Ущербность «модных» специальностей Ежегодно отечественные вузы выпускают целые армии экономистов, юристов, филологов. В итоге, перед каждым вторым молодым специалистом крайне остро встает вопрос трудоустройства. Работодатели неохотно принимают в штат вчерашних студентов, мотивируя это отсутствием опыта. К тому же предложение существенно превышают спрос. Юристу или экономисту сейчас сложно найти работу, тем временем огромный дефицит в кадрах испытывают бюджетные организации. Не хватает педагогов, врачей и медсестер, поваров и инженеров. Например, молодой педагог Ольга Палинская по-настоящему редкий кадр. Девушка целенаправленно поступала на филфак. С детства мечтала быть учителем русского языка литературы. А мечты, как известно, сбываются, если к их осуществлению приложено немало усилий. Почти год, как Ольга Владимировна – надежда педагогического коллектива и любимый учитель пятиклашек в одной из школ Владивостока. Востребованы на рынке труда и технические специальности, не достает профессиональных кадров в области промышленности, техники и новых технологий. Например, для работы на стройплощадках объектов, возводящихся к саммиту АТЭС, не хватает специалистов. Однако абитуриенты не спешат сдавать документы ни в профтехучилища, ни в строительные вузы.Те же, кто поступили и успешно учатся, сталкиваются с тем, что студентов неохотно берут на практику, не говоря уже о гарантированном трудоустройстве.Демографическая ямаСпециалисты отмечают, что не за горами тот день, когда вузы столкнутся не с завышенным конкурсом, но с дефицитом абитуриентов. Подобная ситуация может стать серьезным экономическим ударом для вузов, поскольку количество бюджетных мест скорее всего будет существенно сокращено. Вместе с тем, несколько глава Министерства образования Андрей Фурсенко не раз заявлял, что со временем число бесплатных мест в вузах, готовящих специалистов в отрасли сельского хозяйства, информационных технологий, а также в сфере транспорта будет увеличено. А вот в педагогических вузах – сокращено. К сожалению, большинство абитуриентов идут в педагогический для того, чтобы получить диплом о высшем образовании. В школу же трудоустраивается не более 50-ти процентов молодых педагогов. Демографический фактор уже в ближайшее время может существенно изменить ситуацию на рынке образовательных услуг. Достаточно отметить, что в 2010 году стены школ Владивостока покинет в полтора раза меньше выпускников, чем в 2009 году. Сейчас в 8-9 классах владивостокских МОУ учится настолько мало детей, что серьезный недобор в учебные заведения в 2012 году обеспечен.