Работать с огоньком
Огонь делает то, что захочет человек: извивается змеей, вращается, взлетает ввысь, рассыпается искрами... Жители краевого центра, пришедшие во Владивостокский цирк на программу «Полет аватаров», наверняка надолго запомнят один из самых зрелищных (наряду с силовым экстрим-шоу, воздушными гимнастами и акробатами) номеров – огненное шоу Arcanum. На манеж – играть с огнем – выходят Сергей Невзоров, Маргарита Черная и Алексей Исамухамедов. Всего же в проекте участвуют восемь артистов.
Огонь делает то, что захочет человек: извивается змеей, вращается, взлетает ввысь, рассыпается искрами... Жители краевого центра, пришедшие во Владивостокский цирк на программу «Полет аватаров», наверняка надолго запомнят один из самых зрелищных (наряду с силовым экстрим-шоу, воздушными гимнастами и акробатами) номеров – огненное шоу Arcanum. На манеж – играть с огнем – выходят Сергей Невзоров, Маргарита Черная и Алексей Исамухамедов. Всего же в проекте участвуют восемь артистов.– Мы работаем не только в цирке, но и на фестивалях, на концертах, в залах и на природе, – рассказывает Сергей Назаров. – Мы работаем с огнем, пиротехникой и светом – в смеси циркового, театрального жанра и с приличной долей экстрима.– Когда и как вы начали работать с огнем?– Заинтересовался огненными шоу в 2001 году, а занялся профессионально – собрал коллектив – в 2003-м. Началось же все на фестивале исторической реконструкции, которой я очень увлекался, в Крыму, где выступали каскадеры из Москвы и показывали огненное шоу. Меня это заворожило, я общался с ребятами, они мне многое рассказали, потом стал искать сведения и в Интернете.– Наверное, знать нужно немало...
– Конечно. Мы должны точно знать, насколько термостойки те или иные материалы, из чего делать инструменты, чтобы они не развалились – мы ведь сами делаем и шесты, и веера, и многое другое, только пиротехнику закупаем у сертифицированных производителей... В среднем нам одного инструмента хватает на год, но мы меняем их раз в полгода, как правило. Вот, например, огненные шесты делаются из авиационного дюралюминия или из стали, сами фитили – не из асбеста, потому что он ненадежен, а из керамической ткани, кевлара...– Огонь – такая вещь, которой человек боится инстинктивно...– Люди больше всего бояться того, чего не понимают. А мы понимаем, как нужно обращаться с огнем. Он представляет угрозу не для тех, кто с ним работает, а для тех, кто с ним не работает. Если у нас во время представления падает на манеж горящий шест, его спокойно поднимают. А теперь представьте, что у кого-то на кухне загорелось масло на сковороде... Если человек впадет в панику, случится самый настоящий пожар. Потому что он не знает, чего ожидать от огня, не привык к нему.– Можно ли вас назвать укротителями огня?– Не люблю этого слова: укротители, покорители стихий. Ну как можно укротить огонь? Мы просто работаем с огнем и знаем, что это опасная вещь, не рискуем по-глупому. Мы вот, например, знаем, как выдыхать огонь, умеем это делать, но набирать в рот топливо – небезопасно, так что мы не включаем этот трюк в шоу. И без него немало зрелищных номеров...Работа с огнем требует профессионального подхода, как и всякая работа на арене. Ведь цирк по сути своей – это риск и говорить, что наши трюки опаснее, чем, допустим, трюки акробата, неправильно.
– Неужели вам даже ожоги не случается получать?– Почему же? Редко, но бывает. Если следовать правилам безопасности, тренироваться, то наша работа безопаснее, чем большинство видов спорта. С футбольных матчей игроков увозят с переломами...– Что вы говорите людям, которые приходят в ваш коллектив и хотят учиться работать с огнем?– Самое основное – понять, как надо относиться к огню. Знать его законы. И еще – сначала мы учим не работе с огнем, а артистическому мастерству, хореографии, словом, делаем сначала просто артиста, а уж потом – артиста огненного шоу. Вообще же советую тем, кто хочет играть с огнем, ничего не пробовать самому, а идти к профессионалам и учиться. И еще. Подумайте, зачем вам огненное шоу – если вы хотите просто привлечь к себе внимание, подурачиться, лучше книжки почитайте тогда.– К пиротехнике, огню в России сегодня нервное отношение – после «Хромой лошади»...– А причем тут пиротехника? Не она опасна... Это как с оружием – опасно не оно, а тот человек, который держит оружие в руках.Единственное, что я считаю правильным после пожара в «Серой лошади», было бы запретить продажу петард и взрывчатой пиротехники. А что касается фейерверков, то пусть народ в подходящем месте спокойно их запускает, радуется, почему нет. Если же запретить всю пиротехнику, то это только вызовет повышенный интерес и синдром запретного плода.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ