Таможенный перевозчик: друг или враг?
История, о которой пойдет речь, длится почти год. Все, кто хоть как-то связан с внешнеэкономической деятельностью, оказывались в подобной ситуации.
История, о которой пойдет речь, длится почти год. Все, кто хоть как-то связан с внешнеэкономической деятельностью, оказывались в подобной ситуации.
Общество с ограниченной ответственностью “Трейд-М” расположено в поселке Тимирязевском, что под боком у Уссурийска. Фирма как фирма, таких в крае добрая сотня. На ногах стоит крепко: месячный грузооборот только по таможенным декларациям составляет в среднем 4 миллиарда рублей. Более 100 миллионов каждый квартал перечисляется в виде налогов, пополняя бюджет муниципального образования города и района. Словом, недоимок нет, все положенные расчеты производятся правильно и в установленные сроки. Сотрудничают коммерсанты с партнерами из Поднебесной. Завозят по бартеру овощи, фрукты, картофель. Взамен отправляют лес, лом черных и цветных металлов. Как участник внешнеэкономической деятельности ООО “Трейд-М” зарегистрировано в Уссурийске и работает с местной внутренней таможней. А согласно приказу № 136, изданному в 1994 году главным таможенным комитетом, “при прохождении грузов в адрес внутренних таможен таможенные переходы обязаны оформить документы и отправить их с грузом для качественного досмотра в конечный пункт назначения”. Однако некоторые переходы слишком вольно выполняют приказ. Служебное рвение отдельных сотрудников порождает конфликты, оборачивающиеся подчас потерями многих сотен миллионов рублей, естественно, для грузополучателей. В нашем случае камнем преткновения в общении с коммерсантами стала Гродековская таможня.
- Вместо того, чтобы направлять транзитные автомобили с грузом в Уссурийск, - рассказывает юрисконсульт ООО “Трейд-М” Александр Ионин, - их досконально проверяют, а точнее, потрошат сразу при пересечении границы. Машины с помидорами, огурцами, капустой загоняют на склад временного хранения и досматривают в течение суток-двух! Мы ни сном ни духом не знаем об этом. Овощи и фрукты приходят в негодность. Терпим убытки и, как это нередко бывает, не только обязаны оплатить работу привлеченных таможней грузчиков (своих в штате нет), но и заплатить штраф за выявленный перегруз или не заявленный в декларации товар.
Последнее, кстати, и стало предметом многомесячных разбирательств. Статья 144 Таможенного кодекса РФ гласит: “До помещения товара и транспортных средств под определенный таможенный режим всю ответственность за них перед таможенными органами, включая оплату таможенных платежей, несет ПЕРЕВОЗЧИК”. Зная, что с него деньги взыскать подчас невозможно (их попросту нет у наших полунищих акционированных автобаз, кооперативов и т.д.), протоколы досмотров с выявленными нарушениями и указанными в виде шестизначных цифр штрафами направляются грузополучателям. С одной стороны, честь и хвала государевым людям в голубой униформе за обнаруженную контрабанду, а с другой - следует наказывать-то по справедливости.
Я познакомился с содержимым увесистой “криминальной” папки. Из протоколов и постановлений таможни понять нетрудно: расхлебываться за предоставленный товар на досмотр с “обманным использованием на него документов” предстоит ООО “Трейд-М”. Но почему? Документов-то фирма никаких не представляла! Товаросопроводительные бумаги у перевозчика в лице водителя машины. Он их получает на китайской стороне у отправителя грузов, а не от получателя. Соответственно он, перевозчик, и должен нести ответственность за тоннаж и спецификацию грузов. О чем, между прочим, записано в инструкции для водителей: “Отказывайтесь принимать груз, если вам не представлены на него документы, связывайтесь с представителями компании, которая отправила вас за получением груза, по мере возможности проверяйте соответствие и количество упаковок накладной, делайте замечания отправителям, если вы не можете осуществить точный пересчет...”
- Ни один из водителей еще ни разу не написал в протоколе досмотра на таможенных переходах, что он не в состоянии был пересчитать груз (времени полно!), - продолжает Александр Ионин. - Отговорки такие: я ничего не знал (о перегрузе или несоответствии товаров), машину загружали ночью. Доходит до абсурда. В одном из объяснений читаю: “Я посчитал груз, все было по правилам. Закрыл двери контейнера на замок. С перехода на китайской стороне вовремя не выехал, заночевал, а на другой день обнаружил, что замок и пломбы на контейнере сорваны”. Но почему же тогда водитель не пишет об этом происшествии при досмотре на нашей стороне?
Действительно, почему? Не потому ли, что надеется на авось? А выявят излишки - платить штрафы все равно получателю. Не выявят - провезет для себя (может, и для предприимчивого китайца) пару-тройку ящиков с водкой, мешок с рисом, луком или арахисом... Вот этот-то, казалось бы, мелкий контрабандный товар и потянул только по последним четырем предъявленным протоколам и постановлениям ООО “Трейд-М” на 60 миллионов рублей. 2 сентября при досмотре автомобилей “КамАЗ” (таможенный перевозчик ПКФ “Спринг”) обнаружены не заявленные в декларации 6 тысяч 400 упаковок сушеного древесного гриба, перегруз - 2 тонны 900 килограммов риса, выявлены несколько мешков с семенами подсолнуха, 5 вместо 2 тюков с полиэтиленовыми пакетами.
Так кто же он, таможенный перевозчик: друг или враг? Можно, конечно, сослаться на недобросовестность китайских партнеров. Соседняя страна до сих пор не подписала конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ). Она заключена в Женеве еще в мае 1956 года, вступила в силу для СССР с декабря 1983 года. И все же не скажешь, дескать, отправляют нам черт знает что: то с перегрузом, то вовсе не заявленный в документах товар. Лично я сомневаюсь, что с тем же рисом (в КНР он считается стратегическим сырьем) мог произойти такой казус. Согласен со мной и генеральный директор ООО “Трейд-М” Сергей Празян. Жалобы за его подписью одна за другой поступают в Дальневосточное таможенное управление с просьбой отменить незаконные постановления гродековских коллег или хотя бы разъяснить их правомерность. Увы, ответы большей частью напоминают отписки застойных времен. “Действия Гродековской таможни являются законными, так как согласно статье 144 ТК РФ, до помещения товаров под определенный таможенный режим всю ответственность за эти товары перед таможенными органами несет ПЕРЕВОЗЧИК (выделено мной. - К.Я.), то есть он несет ответственность за перевозимые товары, но не за представление таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения”. Вот те на! Получается замкнутый круг. Сопроводительные документы выписывает ведь отправитель грузов, а не их получатель. Краткую декларацию на перевозимый товар заполняет при досмотре на пограничном переходе ПЕРЕВОЗЧИК, подтверждая тем самым его соответствие и наличие.
Точку в этой истории, как надеется “ответчик”, поставят уссурийский транспортный прокурор или вышестоящие дальневосточный транспортный прокурор и главное правовое управление ГТК РФ, которых на днях письменно попросили вынести протест на незаконные и предвзятые (жалуются тут всякие толстосумы!) действия Гродековской таможни по делам о нарушении таможенных правил ООО “Трейд-М”. Подождем результатов очередного витка разбирательств.
Автор: Константин ЯКОВЛЕВ, “Владивосток”