«Яблочко» из Владивостока

Матросский танец «Яблочко», без которого не обходится ни одно торжество в честь Дня ВМФ и который есть в репертуаре ансамблей песни и пляски всех флотов России, впервые был поставлен в столице Приморья в 1943 году. Об этом корреспонденту «В» рассказала Елена Щербакова, народная артистка России, директор Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева, с успехом выступившего на прошлой неделе во Владивостоке и в Уссурийске.

4 февр. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2674 от 4 февр. 2010
6a9c6cf623db3bca13efcfa9b41d041e.jpg Матросский танец «Яблочко», без которого не обходится ни одно торжество в честь Дня ВМФ и который есть в репертуаре ансамблей песни и пляски всех флотов России, впервые был поставлен в столице Приморья в 1943 году. Об этом корреспонденту «В» рассказала Елена Щербакова, народная артистка России, директор Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева, с успехом выступившего на прошлой неделе во Владивостоке и в Уссурийске.30 лет спустяВ Приморье балет Игоря Моисеева - а это 80 человек вместе с гримерами и костюмерами - привез только лучшие номера из золотого фонда ансамбля: хореографическую картинку «Партизаны», греческий танец «Сиртаки», задорную «Городскую кадриль», а также знаменитое «Яблочко». Кстати, этот танец появился на свет еще в 1943 году! Своим рождением он обязан... столице Приморья, где ансамбль Игоря Моисеева многократно выступал перед краснофлотцами во время Великой Отечественной.- Нередко артистам приходилось выступать под открытым небом, на причалах и на палубе кораблей, - говорит Елена Щербакова. - Воодушевленный теплым приемом моряков-тихоокеанцев и вдохновленный их нелегкой службой, Игорь Моисеев придумал и поставил яркую флотскую сюиту «День на корабле», в которую входил и матросский танец «Яблочко». Со временем «Яблочко» выкатилось из сюиты и зажило самостоятельной жизнью. Сейчас этот танец есть в репертуаре не только всех флотских танцевальных коллективов, но его исполняют многие ансамбли художественной самодеятельности.Этот исторический тур длиною в полтора года проходил не только по Дальнему Востоку Советского Союза, а также и по населенным пунктам братской Монголии, где базировались советские войска. Деньги, заработанные на концертах, артисты отдали на постройку танка «Т-34», который воевал в конце войны.В отличие от многих поп- и рок-музыкантов и солистов, как отечественных, так и зарубежных, чьи афиши уже «прописались» на заборах и стенах домов Владивостока, «моисеевцы» в наших краях очень редкие гости. Последний раз ансамбль Игоря Моисеева гастролировал во Владивостоке ровно 30 лет назад. По мнению директора ансамбля Елены Щербаковой, в прошлом танцевавшей в этом же коллективе, «это чудовищный перерыв».- За эти годы в нашем коллективе уже появилось второе поколение артистов. У меня родился сын, он вырос и родил мне внука и внучку, и они уже ходят на наши концерты. За 30 лет мы уже раз восемь съездили в Америку и в другие страны, куда нас приглашали. А в Приморье люди даже не знают, что это такое - ансамбль Игоря Моисеева! Мы очень хотели приехать на Дальний Восток, потому что ребята, которые сейчас танцуют в ансамбле, никогда здесь не были. Они знают о Владивостоке по нашему «Яблочку», - улыбается Елена Щербакова.Опасные гастролиВ нынешний тур по Дальнему Востоку артисты привезли весь свой уникальный концертный гардероб, напоминающий... передвижную экспозицию этнографического музея. Многие национальные костюмы, в которых танцуют парни и девушки, подлинные. То есть их не шили на заказ. Некоторые Игорю Моисееву дарили известные иностранные балетмейстеры в благодарность за советы, некоторые приобретались во время зарубежных гастролей. Например, костюм для «Болгарского танца» был куплен в Болгарии в обыкновенном магазине. Уж очень он глянулся Игорю Александровичу. После чего, собственно, и был поставлен «Болгарский танец». А два костюма для корейского танца «Санчанга» ансамблю подарил Ким Чен Ир, когда «моисеевцы» гастролировали в Северной Корее.- Наш ансамбль любили руководители иностранных государств и все вожди Советского Союза. И Сталин тоже очень любил. Потому что никто в мире так ярко не представлял хореографическое искусство, доведя его до такого блеска, – говорит Елена Щербакова.С 1942 года по настоящее время Государственный академический ансамбль народного танца Игоря Моисеева посетил с гастролями около 60 государств. Только во Франции коллектив побывал 14 раз, в США – 13, в Италии и в Венгрии - по 10 раз. И везде аншлаги!Однажды в Нью-Йорке на выступление ансамбля пришла певица Джанет Джексон. Как оказалось, это ее брат Майкл, ныне покойный, посоветовал ей сходить на концерт. В свое время Майкл Джексон при постановке танца в клипе на песню Black and White, съемки которого проходили на Красной площади, заимствовал некоторые фрагменты хореографии Моисеева. Впрочем, не он один... Елена Щербакова с нескрываемой гордостью говорит, что в мире нет ни одного танцевального коллектива, который бы не использовал хореографию Моисеева.- На гастролях в Китае мы были на концерте их танцевального коллектива «Восток» и увидели все наши движения! Правда, они у китайцев плохо получались, потому что у них нет нашей школы, - улыбается Елена Щербакова.Но не всегда зарубежные гастроли «моисеевцев» проходили гладко. Народный артист России Виктор Никитушкин, педагог ансамбля, рассказал корреспонденту «В», как в годы «холодной войны» на концерте опять же в Нью-Йорке «какой-то идиот бросил на сцену дымовую шашку».- Выступление, конечно, прервали. В зале паника, шум, крики, столпотворение, но хулигана нашли! Потом в местных газетах писали, что это был экстремист-антисоветчик. И что американцам стыдно за его дикую выходку. Простые граждане Америки адекватно восприняли этот выпад. Конечно, мы были благодарны им за искренность. В то время, когда отношения между Россией и США были на грани срыва, делать реверансы в сторону вероятного противника было небезопасно, - вспоминает Виктор Александрович.Танец против войныВ репертуаре ансамбля Игоря Моисеева танцы почти всех стран бывшего соцлагеря и десятков народов мира. Но завершает концерт всегда какой-нибудь русский танец или классическое «Яблочко». Хотя еще недавно под занавес «на ура» шел «Украинский гопак».- Просто нам не хочется завершать концерт танцем во славу «жовто-блакитной» Украины. Мы по всему миру пропагандируем их искусство, а они нас называют «москалями клятыми». Наш коллектив многонациональный. И у нас нет дискриминации по отношению к украинскому народу или к иным народам, - смеется Виктор Никитушкин. – В нашем репертуаре есть хореографическая картина «Партизаны», которую мы поставили еще в 1950 году и о которой один дурак написал в статье чудовищную вещь, будто бы этот танец «националистический», потому что в нем убивают чеченца. А там танцор танцует на пальцах, и непонятно, кто он - чеченец, грузин, осетин или абхазец. Это аллегория! Этот танец направлен против какой-либо войны....На концерте во Владивостоке публика каждый номер ансамбля Игоря Моисеева провожала овациями. О таком теплом приеме многие отечественные эстрадные «звезды» могут только мечтать. Город нашенский, перекормленный российскими и зарубежными гастролерами не всегда первой свежести, соскучился по настоящему, некоммерческому искусству.