Неожиданный город
Новый жилой микрорайон Владивостока «Снеговая Падь» собственно микрорайоном язык назвать не поворачивается…
Строящийся для Тихоокеанского флота и прочих силовиков в верховьях Второй речки жилой массив трудно назвать собственно микрорайоном. На самом деле это компактный и современный город на 50–60 тысяч человек населения с развитой социальной инфраструктурой, удобными выездами на основные транспортные магистрали Владивостока – существующие и строящиеся.По крайней мере, такое впечатление сложилось у корреспондентов «В», когда вчера мы изучали макет «макрорайона» «Снеговая Падь» в штабе строительства. Зелеными овалами выделялись восемь стадионов, вдоль будущих улиц текли синие, поскольку еще не загрязненные стоками, «притоки» Второй речки. Тянулись ввысь разноцветные параллелограммы трех десятков жилых домов высотой от 10 до 27 этажей, и совсем уж маленькие кубики малоэтажной застройки окружали все это великолепие по гребням сопок. Школы, детсады, супермаркеты и поликлиники, включая краевую психиатрическую, – все это тоже нашло свое место на макете.Как пояснил привычно выступавший в качестве экскурсовода руководитель стройки – начальник УНР № 246 Военно-морского строительного управления ТОФ Мирослав Зозулинский, цвет на объемном плане имеет не только эстетическое, но и практическое значение. Пять красных домов уже построены и будут сданы под заселение в марте-апреле. И действительно, чуть позже, когда мы осматривали эти дома изнутри, сталкивались на лестничных маршах с офицерами и их женами, желающими заглянуть в свои будущие квартиры. Всего в первой – «весенней» очереди 1161 квартира, а к концу этого года должно быть сдано еще более 2 тысяч квартир общей площадью около 6 тысяч квадратных метров – это дома желтого цвета, частично уже отстроенные. К саммиту АТЭС Тихоокеанский флот рассчитывает получить на территории бывшего арсенала ТОФ 12 тысяч квартир, а к завершению рассчитанного на пять лет строительства жильем будут обеспечены 20 тысяч семей моряков-тихоокеанцев – действующих и уходящих в запас. Кстати, один из встретившихся нам будущих новоселов «Снеговой Пади» прибыл для осмотра отведенной ему квартиры с Камчатки. В большинстве своем это хорошо известная горожанам 83-я крупнопанельная серия с 4-5 квартирами на одной лестничной клетке. Однокомнатная имеет площадь 36 кв. м, «двушка» – 54–56, трехкомнатная – 70–78 метров и четырехкомнатная – 92 кв. м. Флотские жилищные комиссии раздают их исходя из действующих социальных нормативов: 18 метров на члена семьи плюс 9 на ответственного квартиросъемщика. И не метром больше, как нас уверили. Общая площадь вводимого жилья в «Снеговой Пади» превышает миллион квадратных метров, и уже только поэтому снижение объемов жилого строительства Владивостоку в ближайшие годы явно не грозит. Еще бы: будет отстроен «с чистого листа» город с населением Арсеньева или половины Артема. А с точки зрения объемов строительства, равно как и своей государственной значимости «Снеговая Падь» немногим уступает объектам саммита АТЭС. Сейчас здесь занято около 700 строителей, но их число возрастает в арифметической прогрессии. Действительно ли чист этот «лист», учитывая загрязнение территории при взрывах 1992 года и расположенные поблизости мусоросжигательный завод и строящиеся очистные сооружения? Мирослав Зозулинский охотно и, похоже, чистосердечно поясняет. Во-первых, «роза ветров» благоприятна к жилмассиву, унося все атмосферные выбросы района Второй Речки параллельно району застройки – либо в сторону «БАМА», дома которого гораздо ближе к упомянутым двум объектам, либо в сторону улиц Русской и Давыдова. «Здесь особенный, прекрасный микроклимат, – говорит Мирослав Викторович: прохладнее, чем в начале улицы Русской, где я живу, всегда свежий, «негородской» воздух, и ни разу не было тумана». Что касается устрашающих цифр превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ, которыми оперируют экологи, то все они получены на стадии проектно-изыскательских работ. С тех пор для «дезактивации» сняли и вывезли во временные хранилища полметра поверхностного слоя грунта, о чем строитель даже жалеет: «Полтора года назад, когда я впервые здесь оказался, распадок напомнил мне заповедник. Множество белок, которых можно встретить и сейчас, были даже утки в нескольких мини-озерцах». Кроме того, в прошлом году здесь интенсивно работали саперы со всей России, которые откопали и уничтожили оставшиеся от самоликвидировавшегося 18 лет назад арсенала ТОФ. «Думаю, они нашли все, поскольку после отъезда саперов ни одной подобной находки на стройке не было», – считает Зозулинский.Строители не склонны детально комментировать многочисленные публикации на тему «военных селят на помойке», предлагая увидеть все своими глазами. Тем не менее они усматривают за нагнетанием страхов интересы владивостокских риелторов, которых неминуемо ожидает существенное «проседание» рынков жилья и аренды. Понятно, что часть новоселов постарается вернуться в родные места или просто обосноваться в центральной части страны. На рынок будут выброшены гектары новых жилых площадей, цены снизятся, что будет позитивным, на наш взгляд, изменением.Единственный вопрос, на который не смог дать ответ Мирослав Зозулинский, откуда названия флотского жилмассива. Старожилы Владивостока знают, что «оригинальная» Снеговая падь расположена в верховьях Первой, но отнюдь не Второй речки. «Я увидел это название при ознакомлении с проектом. Кто и почему дал такое имя микрорайону – не могу знать». Видимо, название приглянулось кому-то из высокого начальства, а нижестоящее не рискнуло сообщить об уже существующем во Владивостоке аналогичном топониме.В остальном флотский «город в городе» вопросов не вызывает. Он на сто процентов предназначен для военнослужащих министерства обороны, в основном флотских офицеров, а также для военнослужащих Дальневосточного военного округа, ВВС и ПВО. Все те офицеры, которые изъявят желание по окончании службы получить во Владивостоке жилье, смогут получить его в этом микрорайоне. «Коммерческого» жилья, которое было бы предложено на реализацию для всех желающих, здесь не будет. Район «новой» «Снеговой Пади» особенно интересен для будущих жителей тем, что в нем предусмотрена комплексная застройка. Здесь будет создан весь социальный комплекс, который необходимо иметь из расчета на 1000 жителей – детские садики, школы, стадионы, больницы, поликлиники, бытовые комбинаты и прочее. Рядом в рамках мероприятий по подготовке к саммиту АТЭС планируется строительство двух медицинских комплексов.Этот жилой район будет хорош еще и тем, что вдоль его северо-восточной границы пройдет новая дорога Де-Фриз – Патрокл, которая также входит в список объектов саммита АТЭС-2012. За 15–20 минут по этой трассе можно будет выехать за город или по мосту на остров Русский, а за полчаса добраться до аэропорта. К сожалению, пока не решены вопросы подключения к инженерным магистралям: выигравший тендер подрядчик из Санкт-Петербурга обязан по конкурсным условиям завершить эту работу к концу 2010 года. Поэтому пока готовые секции домов отапливаются мощностями временных мини-котельных – двух угольных и двенадцати электрических. Это дорого, конечно, но сроки поставлены жесткие, и приходится, как это часто бывает в армии, ставить телегу впереди лошади. Однако помогают установленные на крыше солнечные батареи, снижая расход электроэнергии примерно на 60 процентов. И это еще примета того, что на территории злополучного арсенала ТОФ строится в наши дни город если не будущего, то полноценного настоящего. По мнению Мирослава Зозулинского, «это будет лучший микрорайон во Владивостоке». МНЕНИЕ ЭКСПЕРТАСоциолог Игорь Саначев уверен, что разговоры вокруг опасности жизни в «Снеговой Пади» – не более чем слухи, инициированные теми, кто заинтересован в снижении стоимости жилья в данном микрорайоне.«У нас чем только не пугали, когда хотели сбить цены на жилье в том или ином микрорайоне. И до радиоактивных железобетонных плит доходило, НЛО и прочих зеленых человечков, которые прыгают по микрорайону по ночам. Стопроцентно уже сделан ход на то, что сбивают цену на землю, и стопроцентно уже есть люди, которые мрачно смотрят на то, как эти квартиры пока обретают законных хозяев», – считает эксперт.
Автор:
Александр Карташов Анисимович