«Пока не высохнет Тихий океан»
Сегодня почетному гражданину Владивостока, капитану дальнего плавания Виктору Миськову исполняется 80 лет
Кто такой Виктор Миськов? Задавать этот вопрос морякам все равно что спрашивать: «А где у вас тут бухта Золотой Рог?». Да и сухопутные наши сограждане наверняка помнят, что много лет этот человек стоял у штурвала Дальневосточного морского пароходства.Виктор Михайлович говорит кратко: «Я – моряк». И когда слышит о себе, что 50 лет простоял на капитанском мостике, он неизменно уточняет: «Не стоял, а работал, еще точнее – пахал».Чтобы из скромного паренька из глухой сибирской деревеньки получился капитан, а затем руководитель крупнейшей судоходной компании – одной удачи мало. С детства он привык полагаться на себя – отец погиб на фронте, мама одна поднимала дочь и сына, на котором в доме лежала вся мужская работа. Он и учиться успевал блестяще – сначала в школе, зачем в мореходке, куда поступил из практических соображений – там кормили и одевали. Жгучее желание досконально разобраться во всем, с чем сталкивала его жизнь, стремление быть лучшим, подкрепленное трудолюбием и природной сообразительностью, умные учителя – профессионалы высокого класса – все вместе вырабатывало в молодом судоводителе характер лидера.После окончания Владивостокского высшего мореходного училища в 1954 году Виктор Миськов уходит в море. От третьего штурмана вырос до капитана-наставника, затем семь лет работал первым заместителем начальника ДВМП. С 1986 по 2000 год Миськов возглавлял Дальневосточное морское пароходство. То были годы расцвета предприятия, когда открывались новые международные линии грузоперевозок, строились и уходили в рейсы новые суда, а по акватории дальневосточных и северных морей бодро курсировали теплоходы, контейнеровозы, ледоколы. Флот ДВМП насчитывал более 200 единиц, а финансовый оборот предприятия был под 400 миллионов тогдашних полновесных долларов.Надо отдать должное Миськову, смену себе он подготовил задолго до своего ухода. В конце концов, его ученик – Евгений Амбросов возглавил ДВМП и работал на этой должности вплоть до недавнего времени. Амбросов и сменивший его на этом посту Владимир Корчанов, как говорит Виктор Михайлович, «свои», «пароходские», знающие все тонкости профессии не понаслышке, потому и удерживающие компанию на плаву в жестких условиях рынка.Сердцу больноВ «лихие 90-е» Виктор Миськов со своей правдой жизни и принципами управления не вписывался в новые правила. Он просто отказывался по ним играть.– Пока я в этом кресле, дальневосточный флот будет работать под российским флагом. И налоги будут идти в российскую казну, – жестко обрубал он всякие поползновения увести суда ДВМП под «удобный флаг».Высокий чиновник, который к тому времени лихо отваучеризировал всю страну, настойчиво интересовался в министерстве: да когда же вы снимете этого упертого приморского «красного директора»?! Не дает, понимаешь, развернуться хозяйственникам нового типа... Очень вовремя подоспело и 70-летие Миськова.Сам Виктор Михайлович рассказал много интересных подробностей об этом непростом периоде в жизни ДВМП в своей книге «Философия лидера». Кстати, полезная и поучительная книга не только для моряков.Любопытно, что некоторые из единомышленников Виктора Миськова по прошествии многих лет стали лояльнее относиться к «чужому флагу». А кто-то вообще теперь считает этот путь чуть ли не единственным в нынешних экономических условиях. Но Виктор Михайлович и сейчас убежден: правда на его стороне.– Даже теплоход, на борту которого красуется название «Владивосток», сегодня ходит под чужим флагом, – тяжело вздыхает Миськов. – Экипаж-то там наш, российский, а вот территория судна уже иностранная. Разве это не горько?..Виктор Михайлович убежден: российское судоходство сегодня требует кардинальных перемен. К размышлениям человека, в багаже которого 50-летний опыт руководства крупной судоходной компанией, не грех и прислушаться.– Какой путь выбран сегодня для морского транспорта России? Регрессивный, тупиковый, – говорит Виктор Миськов. – В свое время в Дальневосточном морском пароходстве было двести с лишним судов, а сегодня примерно 55. Тоннажа явно не хватает. Понятно, что флот надо обновлять и нужны немалые средства, а тут еще экономический кризис. Купленные в последние годы три-четыре контейнеровоза на самом деле ничего не меняют. Это проблема системного характера. Закрыты и продолжают закрываться многие международные линии грузоперевозок, которые мы когда-то открывали, «раздвигая» границы влияния ДВМП в Мировом океане. Создается впечатление, что где-то наверху принято решение не строить и не покупать новые суда, а брать их в аренду у других стран. Решение это созрело и начало реализовываться задолго до прихода нынешних верхних эшелонов государственной власти, но направление вектора остается тем же. Таким образом, российский флот не конкуренты выталкивают с рынка – мы сами с него уходим, потому что нечем там работать. Можно сказать, сегодня мы «доедаем» то, что было создано в прежние годы. И это происходит в России – в стране, у которой такая огромная протяженность морских границ! Сердцу больно от всего этого...И это все о немКажется, он все успел в этой жизни: побывать во многих городах и странах, стать успешным в профессии, выбрать верную спутницу жизни – с Зинаидой Свиридовной они вместе уже 58 лет! – родить дочь и сына, порадоваться внукам, посадить не одно дерево, воспитать учеников... Можно и почивать на лаврах? Как бы не так! Председатель Приморского отделения международного общественного Фонда мира, председатель комиссии по вопросам помилования, член Совета старейшин города, сопредседатель Совета почетных граждан Владивостока, почетный старшина Морского собрания...Кому-то за глаза хватило бы любой из этих общественных нагрузок. Другой задал бы резонный вопрос: а оно мне надо? Миськову, значит, надо. Ну не может он сидеть сложа руки. Реальных дел требуют его позитивная энергия, острый ум, чувство справедливости, умение из всех возможных решений выбрать оптимальное.Сливать воду и сушить весла – это не про таких, как капитан Миськов. Перефразируя сказанные им когда-то слова, моряки «будут существовать до тех пор, пока не высохнет Тихий океан».
Автор:
Татьяна НАДЕИНА