Может сбежать последняя электричка

Наступивший год преподнес пассажирам пригородных электричек Приморья досадный сюрприз. На железной дороге с 11 января произошли изменения в графике движения пригородных электропоездов и сразу девять поездов, курсирующих по разным направлениям, были отменены. Почему это произошло и есть ли выход из создавшейся ситуации, попытался разобраться корреспондент «В».

14 янв. 2010 Электронная версия газеты "Владивосток" №2662 от 14 янв. 2010
331802be051b6c05c9cb2f402657a244.JPG Наступивший год преподнес пассажирам пригородных электричек Приморья досадный сюрприз. На железной дороге с 11 января произошли изменения в графике движения пригородных электропоездов и сразу девять поездов, курсирующих по разным направлениям, были отменены. Почему это произошло и есть ли выход из создавшейся ситуации, попытался разобраться корреспондент «В».Остановка по требованию Приморские пассажиры уже успели испытать все «прелести» перемен, и у них накопилась масса нареканий в связи с работой железнодорожного транспорта. Жители Партизанска пожаловались, что их лишили одной из самых удобных электричек, на которой можно было не только добраться до краевого центра, но и в поселки, расположенные в черте городского округа. – Почему самый надежный вид транспорта дает сбой? – поинтересовался один из читателей нашей газеты, проживающий в городе шахтеров. – Раньше электропоезд отправлялся из Партизанска в 14.45, а где он теперь? Лишились сообщения с Владивостоком и жители Артема. Электричка, которая доставляла их на работу и отправлялась в 7.34 из Артема Приморского-1, теперь не ходит. – Я живу рядом со станцией Весенняя, а работаю во Владивостоке, – рассказала Светлана Анатольевна. – Каждый день домой добиралась на электричке «Мыс Чуркин – Надеждинская», которая уходила с конечной станции в 20.13, а сейчас ее нет. Неужели мне придется теперь ночевать на работе? Подобных обращений в редакцию газеты «Владивосток» было много, и каждый из горожан ждет ответа, когда же все-таки будет восстановлено пригородное железнодорожное сообщение.Кто виноват и что делать? За разъяснениями мы обратились в ОАО «Экспресс Приморья», где пояснили, что это вынужденная мера, которая введена не в связи с низким спросом на пригородные пассажирские перевозки в зимний период, а по причине отсутствия договора на транспортное обслуживание населения между перевозчиком в пригородном пассажирском железнодорожном сообщении ОАО «Экспресс Приморья» и администрацией Приморского края и как следствие – отсутствия субсидий для компенсации в нынешнем году перевозчику суммы выпадающих доходов. – Мы ни в коем случае не хотели ущемить права пассажиров, – рассказала заместитель генерального директора по пассажирским перевозкам ОАО «Экспресс Приморья» Татьяна Поснова. – Но обстоятельства складываются таким образом, что по всей сети железных дорог сейчас идет реформирование, которое необходимо, чтобы обеспечить их стратегическое развитие. В связи с этим пригородные и пассажирские перевозки выводятся из состава РЖД в самостоятельные компании и в следствие этого прекращается перекрестное субсидирование за счет грузовых перевозок. Поэтому сейчас мы продолжаем решать вопрос о том, кто и как будет их финансировать. Ведь дело в том, что пригородные пассажирские перевозки подпадают под действие федерального закона о естественных монополиях, то есть тариф должен регулироваться государством, а для нас – это субъект РФ, то есть Приморский край. Убытки, которые сейчас несет компания, можно сократить двумя способами: поднятием тарифа или получением субсидий. Естественно, и сама компания должна экономить. В прошлом году мы отменили четыре поезда, и тем самым оптимизировали график движения, но дальше действовать подобным образом без ущемления прав пассажиров не представляется возможным. На этом сэкономили около 150 миллионов рублей (за счет изменения вагоно-километров). – Так в чем кроется проблема? – В прошлом году мы дважды обращались с просьбой о поднятии тарифа. Сделали это и сейчас и получили отказ, а самостоятельно этого мы сделать не можем. Дотаций со стороны администрации Приморского края не последовало, тариф поднимать нельзя и естественно нам не осталось выбора и пришлось самостоятельно снижать расходы, уменьшив объемы. Собственно, главный вопрос стоит не в получении дотации, а в предоставлении заказа со стороны администрации Приморского края. То есть должен быть заключен договор между краевой администрацией и компанией перевозчиком, который бы определил объемы движения, направления, составность поездов и другое. А пока его нет, поэтому очень сложно работать. В течение года неоднократно встречались рабочие группы с той и другой стороны, к сожалению, в краевом бюджете на 2010 год никаких субсидий по возмещению потерь выпадающих доходов за счет регулирования тарифа не внесено. Поэтому мы и были вынуждены отменить девять поездов. – Татьяна Ильинична, а если вы сядете за стол переговоров, а вопрос так и не будет решен, то как будете действовать дальше? – Я думаю, что он все же решится положительно. А пока из-за отсутствия договора между администрацией края и компанией-перевозчиком, и невозможностью компенсировать убытки принята вынужденная мера – уменьшение размеров движения. Я напомню, что в самом начале прошлого года была аналогичная ситуация, но мы все потом восстановили. – Предполагается ли дальнейшее сокращение электричек, если не найдете компромиссного решения? – По программе реформирования железных дорог на 2010 год, сама компания РЖД берет половину убытков по пригородным компаниям на себя. Уже в 2011 году согласно намеченных планов, мы должны выйти на безубыточный уровень. Пока мы поставлены в жесткие рамки. Ведь по условиям реформирования предполагается возмещение выпадающих убытков только на 50 процентов, то есть на половину. У нас 46 поездов, получается, что надо было отменить 23, а мы только – 9. С 1 января создана федеральная пассажирская компания – это акционерное общество – дочернее предприятие РЖД. Оно будет заниматься дальними перевозками, есть отдельная компания, занимающаяся скоростным движением, то есть постепенно РЖД превращается из акционерного общества в холдинговую компанию и у нее останется только инфраструктура, которой и будут по договору пользоваться все предприятия, в том числе и мы – ОАО «Экспресс Приморья». За эту услугу предстоит рассчитываться с РЖД. Это наши основные расходы. – На ваш взгляд, какие тарифы должны быть установлены сегодня? – Я считаю, что региональная энергетическая комиссия (РЭК) должна сама рассчитать их. Мы предоставим все необходимые данные. Но наши экономисты подсчитали, что наши расходы примерно в 3–3,5 раза превышают доходы, соответственно во столько же раз должен быть дороже билет. То есть тариф надо поднимать не на 10-15 процентов, как мы предполагали, а как минимум на 300 процентов. Поэтому он и регулируется государством. Все прекрасно понимают, что пригородные перевозки социально-значимые, и сама компания-перевозчик не в праве устанавливать тарифы, которые ей выгодны. Вот и получается замкнутый круг: с одной стороны – регулируемый тариф, с другой – отсутствие дотаций, с третьей – договор с РЖД на использование подвижного состава. То есть долги огромные, а дотаций – нет. – О какой сумме сегодня идет речь? – Бюджет компании на 2010 год уже сверстан. По предварительным данным отрицательный баланс составит 440 млн рублей, из них 220 млн – компенсирует РЖД, а остальное – непокрытый убыток нашего предприятия. Я полагаю, что если вопросы начнут решаться, то мы восстановим движение в полном объеме. Хотя пока не обозначена даже дата, когда представители обеих структур сядут за стол переговоров. Администрация Приморского края пока оставила этот вопрос без комментариев, но журналисты «В» планируют продолжить свое расследование.

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА