Два миллиарда «под елочку» приморцам

В минувшую среду состоялась завершающая сессия Законодательного Собрания Приморского края (ЗС ПК) уходящего года. Депутаты рассмотрели 39 вопросов, приняли 39 постановлений и 15 законов, включая закон «О краевом бюджете на 2010 год».

25 дек. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2656 от 25 дек. 2009

В минувшую среду состоялась завершающая сессия Законодательного Собрания Приморского края (ЗС ПК) уходящего года. Депутаты рассмотрели 39 вопросов, приняли 39 постановлений и 15 законов, включая закон «О краевом бюджете на 2010 год». Традиционный брифинг председателя краевого парламента Виктора Горчакова перед открытием сессионного заседания начался с новогодних поздравлений. Характеризуя главные темы сессии, спикер отметил, что один из ключевых вопросов – принятие бюджета 2010 года в третьем чтении. Он также акцентировал внимание на изменениях в краевом «антикризисном» законе «О мерах поддержки организаций, осуществляющих деятельность на территории Приморского края, оказавшихся в сложной экономической ситуации». Немаловажным вопросом повестки сессии Виктор Горчаков назвал также корректировку краевой целевой программы «Дороги края» (2007-2010 годы), в рамках которой будут реализованы наказы избирателей по ремонту дорожной сети муниципальных образований. Помимо поздравлений от спикера и итогового чтения бюджетного законопроекта, приметой кануна Нового года в краевом парламенте стало включение в повестку декабрьской сессии примерной программы законодательной деятельности ЗС ПК на 2010 год и плана работы депутатов на I квартал 2010 года.

Защищенная «социалка» Принятию бюджета-2010 в завершающем чтении предшествовала напряженная двухмесячная работа депутатского корпуса над бюджетным законопроектом. Принципиальная позиция, занятая парламентариями, позволила к процедуре третьего чтения увеличить его социальную составляющую почти на два миллиарда рублей. Напомним, что после принятия внесенного краевой администрацией законопроекта в первом чтении депутаты выдвинули целый ряд поправок. Была сформирована согласительная комиссия, куда вошли представители как администрации, так и депутатского корпуса. «Это была работа по новой, прогрессивной форме, – так оценил итоги деятельности согласительной комиссии депутат Александр Передня. – Такой подход дает возможность детально проработать законопроект, учесть все нюансы».Перипетии борьбы за «социалку» подытожил председатель комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам ЗС ПК Галуст Ахоян: «Благодаря конструктивной работе законодательной и исполнительной власти изысканы средства на ряд статей, которые по бюджетному законодательству не попадают под финансирование из краевого бюджета. Речь идет в том числе о горячем питании для школьников младших классов, доплатах за классное руководство. Депутаты Законодательного Собрания настояли на сохранении в бюджете-2010 данных статей».«Если говорить о практике формирования бюджета, то в его основе лежит заработная плата, медицина, образование, социальный блок. Это костяк. Конечно, можно опираться на формальный посыл, когда те или иные статьи не предусмотрены в Бюджетном кодексе. Но людям это безразлично, они не должны знать Бюджетный кодекс. Главное, они не должны ощущать на себе ухудшения качества жизни», – отметил в своем комментарии спикер Виктор Горчаков. В конечном итоге, на социальную политику в краевом бюджете на будущий год заложено более 11 миллиардов рублей – на один миллиард больше, чем в «докризисном» 2008 году. В целом же основные параметры бюджета-2010 составили по доходам – 62,234 млрд рублей, расходам – 72,398 млрд рублей, а возросший в результате поправок дефицит составляет 10,163 млрд рублей. Львиную долю расходов бюджета занимает раздел «Национальная экономика», на который предусмотрено 20,039 млрд рублей. Другой наиболее затратный раздел – это «Межбюджетные трансферты», на который приходится 17,208 млрд рублей, а также «Жилищно-коммунальное хозяйство» (11,934 млрд рублей).Виктор Горчаков, подводя итоги работы депутатского корпуса над проектом бюджета следующего года, поделился своим видением ситуации: «Думаю, что это не конец истории. Финансовая схема в Приморском крае очень подвижна. Да, в каком-то смысле мы были избалованы федеральными деньгами. Сейчас мы несем определенную моральную ответственность за эффективное использование этих средств в интересах тех задач, которые поставлены перед краем. Конечно, сейчас на виду миллиарды, которые выделяются на объекты АТЭС. Но приморцы должны понимать, что АТЭС – это стратегия, а жизнь каждого дня остается. Наша задача – сделать так, чтобы условия жизни людей не ухудшались. Наша цель – чтобы они в итоге улучшились».Работа на чужми ошибкамиОдним из наиболее весомых упущений уходящего года для бюджета Приморья и прежде всего краевого центра стало возвращение федеральному центру почти 800 миллионов рублей, выделенных на ремонт многоквартирных домов по программе Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. В требования программы включен определенный, ежегодно возрастающий процент домов в жилом фонде, в которых созданы товарищества собственников жилья (ТСЖ). Этот процентный уровень достигнут не был, в результате чего финансирование Приморью было жестко урезано. На декабрьской сессии об этой печальной, но поучительной истории не забыли. Приморский парламент выступил с законодательной инициативой по внесению в Государственную Думу проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». В преамбуле законопроекта отмечается, что сегодня на территории Приморского края остро стоит проблема выполнения муниципальными образованиями условий данного закона. Прежде всего, таких требований, как необходимое 10-процентное количество многоквартирных домов, где созданы ТСЖ. Ситуация усугубляется тем, что к 2011 году товариществ собственников жилья должно быть уже не менее 20 процентов. Приморские депутаты указывают в своем обращении в Госдуму, что в большинстве муниципальных образований края выполнить данное требование невозможно по причине высокого процента домов блокированной застройки, где собственники сами управляют домом, и поэтому нет необходимости создавать ТСЖ. Парламентарии просят учесть специфику нашей территории и изменить требования к муниципальным образованиям при формировании заявки на участие в федеральной программе по ремонту многоквартирных домов. Насколько внимательно отнесется Госдума к приморской законодательной инициативе – покажет время.

Автор: Александр Карташов Анисимович