Появится ли в Приморье новый аэропорт?
Создание гражданского аэропорта на базе стратегического военного аэродрома в поселке Воздвиженка, расположенного в 12 километрах от Уссурийска, может стать реальным источником пополнения краевой казны валютными поступлениями. И не только. Воплотить задуманное в жизнь взялось ОАО “Уссурийский аэропорт”. С исполнительным директором акционерного общества Виктором ЕРУКАЕВЫМ встретился наш корреспондент:
Создание гражданского аэропорта на базе стратегического военного аэродрома в поселке Воздвиженка, расположенного в 12 километрах от Уссурийска, может стать реальным источником пополнения краевой казны валютными поступлениями. И не только. Воплотить задуманное в жизнь взялось ОАО “Уссурийский аэропорт”. С исполнительным директором акционерного общества Виктором ЕРУКАЕВЫМ встретился наш корреспондент:
- Мы подготовили документацию для сертификации аэродрома и получили свидетельства о его пригодности для полетов гражданских воздушных судов. Отработали бизнес-план совместно со специалистом международного корпуса экспертов господином Джозефом Бергом, американцем, прошедшим путь от рядового механика до президента крупной транспортной авиакомпании “Америкэн Эйрлайнз”.
- Чем обусловлен выбор места?
- Прежде всего, возможностями воздвиженской взлетно-посадочной полосы с ее трехслойным бетонным покрытием, способным принимать все существующие в мире самолеты. Аналогов ей на Тихоокеанском побережье России нет. Наш аэропорт проектируется в основном как грузовой, потому что мы не сможем конкурировать в пассажирских перевозках с аэропортом Владивосток. Но зато нам не будет равных в обеспечении грузовых перевозок. Только у нас есть железнодорожные подъезды на территорию аэродрома и достаточно мощный грузовой терминал. Южноприморский аэроузел с вводом в строй нашего аэропорта начнет действовать в комплексе. И самое главное, грузовые потоки могут пойти в Воздвиженку по той простой причине, что начиная с нынешнего года сворачивается правительственная программа финансирования так называемого “северного завоза” морским путем. В бюджете страны на будущий год на эти цели не запланировано ни копейки.
- Ходили слухи, что первоначально на аэродроме “Воздвиженский” планировалось разместить гражданскую авиакомпанию.
- Да, думали взять несколько самолетов в аренду или лизинг. Но тот же американский эксперт Берг, увидев и оценив аэродром, заявил: “Вы, русские, по золоту ходите! Такой аэродром для одной авиакомпании использовать, мягко говоря, расточительно”. Он и предложил нам выбрать направление на создание аэропорта, который бы обслуживал не одну, а многие авиакомпании.
Тем более что неподдельную заинтересованность в аэродроме проявляют многие. Приморье стратегически расположено как раз на пересечении нескольких международных воздушных линий. Кстати, до нашего прорабатывались проекты реконструкции аэропортов в Артеме, военного аэродрома в Золотой долине, что под Находкой, даже в Петропавловске-Камчатском и Южно-Сахалинске. Однако последние два находятся в стороне на 600 километров от воздушной трассы, не позволяет и покрытие их взлетно-посадочных полос производить посадку самолетов с максимальной массой. А возить воздух - накладно. Пришли к выводу, что выгоднее всего сажать тяжелые самолеты на дозаправку на юге Приморья. Посчитали. В Артеме нужно вложить более 100 миллионов долларов США в реконструкцию полосы, в аэродром “Золотая долина” - свыше 150 миллионов.
- Словом, когда взвесили все “за” и “против”, победил воздвиженский проект?
- По всем статьям. Сумма капитальных вложений для реализации проекта равна 30 миллионам долларов США. Из них, как показал бизнес-план, только 20 миллионов нужно взять в качестве кредита, а 10 миллионов за время строительства заработает сам аэропорт, потому что буквально сразу готов к началу действий.
- Неужели хоть завтра?
- Не так скоро, конечно, но реальный срок - второе полугодие будущего года.
- Тех денежных средств, которыми сегодня располагает ОАО “Уссурийский аэропорт”, явно не хватит...
- Основными инвесторами нашего проекта станут иностранные компании. Они потребовали четкого имущественного разделения военного и гражданского сектора аэродрома. Чем раньше мы это сделаем, тем быстрее сможем рассчитывать на поддержку и такой влиятельной финансовой структуры, как Европейский банк реконструкции и развития. Сейчас наш представитель находится в Москве, где должен встретиться с главкомом ВВС и подписать ряд договоров. Главный - на “добро” ВВС о передаче части территории воздвиженского аэродрома с баланса министерства обороны на баланс госкомимущества с последующей передачей в пользование нашему гражданскому аэропорту. Этот документ можно будет считать началом нашей официальной деятельности. Как только он появится у нас на руках, так, думаю, начнется полновесное финансирование со стороны иностранных инвесторов.
- Вы уже упоминали о снабжении северян как о главной цели создания грузового аэропорта. На днях замдиректора Федеральной службы морского флота России Борис Гришин сообщил “Интерфаксу”, что, в частности, Дальневосточное морское пароходство получило убытки в сумме 7 миллионов долларов США в основном за счет регионов за “северный завоз” 1996 года.
- Если раньше государство централизованно снабжало север, то сейчас каждое муниципальное образование, фирма для себя грузы завозят самостоятельно. Партии их стали малыми. Мы разговаривали с руководителями “ДВМП”, и они подтвердили: океанские суда фрахтовать северянам стало невыгодно. А в условиях штормового Охотского моря маломерному флоту делать нечего.
Все большее значение приобретает авиация. Так, практически 2 последних года “Аляска Эйрлайнс” монопольно снабжает свежими овощами и фруктами Магадан, Петропавловск-Камчатский, Анадырь и другие города. В Якутск и западные северные регионы продукты питания на самолетах доставляют сибиряки и узбеки. А мы, имея самые мощные на Дальнем Востоке оптовые базы, которые торгуют дешевым и вообще-то качественным товаром из Китая, остались не у дел. Нет сбыта подчас и у наших сельских производителей. Словом, заняли выжидающую позицию, а чего ждем - неизвестно.
- Сколько же, по вашим подсчетам, аэропорт сможет “перелопатить” в год грузов?
- Максимально, через 10 лет после начала осуществления проекта, - из Воздвиженки мы планируем перевезти 100 тысяч тонн, через нее - 66,5 тысячи тонн грузов. На начальном этапе, в первый год, с условием, что начнем работать только во втором полугодии 1988 года, - 7 тысяч 700 тонн из Воздвиженки, через нее - 5 тысяч 160 тонн. Отчисления в виде налогов от нашей деятельности без учета НДС через, к примеру, 5 лет - 4 миллиона 324 тысячи долларов США. Эти деньги поступят в бюджет края и местного муниципального образования. Нужны еще какие-нибудь аргументы?
Автор: Константин ЯКОВЛЕВ, “Владивосток”