Энергия холста

Заслуженного художника России Сергея Черкасова можно по праву назвать одним из самых известных художников Приморья – его картины есть в коллекции семьи Бориса Ельцина и у приморского губернатора Сергея Дарькина, а его выставки проходили в Москве, Сан-Франциско, Осаке, Пхеньяне...

3 дек. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2643 от 3 дек. 2009
e8b9c581ebb882e18cf9054450c173ca.jpg Заслуженного художника России Сергея Черкасова можно по праву назвать одним из самых известных художников Приморья – его картины есть в коллекции семьи Бориса Ельцина и у приморского губернатора Сергея Дарькина, а его выставки проходили в Москве, Сан-Франциско, Осаке, Пхеньяне...Нынешняя персональная выставка мастера открылась в его любимом Владивостоке. С художником побеседовал корреспондент «В».- За год вы пишете около 150 картин, бывает, что на одно произведение уходит всего лишь 2-3 часа. Откуда у вас такая потрясающая работоспособность?- Нарисовать – это ерунда, для этого требуется лишь безупречное владение кистью. Важно, чтобы в голове был образ. А процесс переноса его на холст отрабатывается за многие годы до автоматизма. И только тогда можно говорить о таланте. В действительности талант – это один процент способностей и 99 - труда. Именно такое количество усилий нужно, чтобы реализовать этот один процент. Бывает, говорят о ком-нибудь – вот, мол, такой талантливый, но спился. Я совершенно не согласен. Талант – это реализованные способности. А для реализации нужно время.- Многие говорят, что любят просто посидеть среди ваших картин, находя это занятие успокаивающим. Как вы можете это объяснить?- Мои работы заряжены. Для того чтобы написать хорошую работу, ее нужно напоить энергией. Без этого произведения получаются неприятными и на ощупь, и на глаз – мертвыми. Такие создаются только для заработка. Это художник Ци Байши заметил еще в XX веке: «Искусству угрожает вульгарность, рыночность и продажность». Те, кто пошел этим путем, четко разделяют свои произведения на такие, которые они готовы продать, и те, которые им действительно дороги. Я не понимаю этого, ведь художник должен выставлять самое лучшее, поскольку выставка – это прежде всего демонстрация мастерства, лица, если хотите.- У вас было много персональных выставок. Много раз вам приходилось представлять публике свои картины. Волнуетесь ли вы перед выставкой, как раньше?- Подготовка выставки – очень напряженная работа. Сбор урожая, конец полевых работ, сюда же отнесем и ее – ведь это тоже апофеоз труда. Поэтому, конечно, мне важна оценка проделанной мною работы. Думаете, я сейчас не волнуюсь? Это просто потрясающе, что выставка так гладко прошла. Художнику никогда не может быть все равно. Пускай некоторые говорят, что им безразлично, мол, зрители дураки. Не может быть все равно, набит зал или там тишина: только ты и твои картины. А на хорошую работу люди всегда реагируют хорошо.- Часто ли вы общаетесь со своими коллегами?- Редко, мне некогда. Я на вернисажи не хожу, мне хочется работы посмотреть, а не потусоваться. Общение мне нравится такое, когда можно в глаза смотреть друг другу, тогда можно что-то понять, чему-то поучиться. А на тусовке для себя ничего не почерпнешь, там просто порхание между столом и стаканом.- Вы долго шли к свободе от бытовых проблем. Сложно ли вам себя организовывать?- Я настолько люблю рисовать, что никаких преград для меня не существует. Я неоднократно говорил, что человек, который ценит свое время, прокладывает свой путь к славе. Но для этого нужны серьезные ограничения. Мне жена все время говорит: «Я всю жизнь видела твою спину». А как по-другому? Заходишь сзади, сбоку – везде холст. Поэтому только спина. Искусство требует самоотречения - человек должен быть чистеньким, как лист бумаги. Поэтому многие художники уходили в монастырь.- Вы бывали во многих городах мира. Попадались ли вам места с ярко выраженной энергетикой?- В Санкт-Петербурге есть церковь, построенная в память о российском императоре Александре III. Там меня постоянно не покидало ощущение страха. Оказалось – раньше там был дом для умалишенных. Земля пропиталась этим страхом. Вот вам, пожалуйста, аура.

Автор: Ольга СИРОТКИНА