Бизнесу прописали конкуренцию
На сегодняшний день в российской экономике остро стоит вопрос о развитии конкуренции. Своим мнением о том, каким образом создать необходимую среду, которая бы способствовала эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию, поделился
На сегодняшний день в российской экономике остро стоит вопрос о развитии конкуренции. Своим мнением о том, каким образом создать необходимую среду, которая бы способствовала эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию, поделился Александр Пироженко, директор департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков Министерства экономического развития РФ. В видеоконференции, организованной при содействии клуба региональной журналистики «Из первых уст», участвовали журналисты из Владивостока и Тюмени.Программа по развитию конкуренции была принята в мае 2009 года. Она предусматривает мероприятия по 19 отраслям и призвана разработать конкретные меры по развитию конкуренции в каждой из этих отраслей. Также департамент занимается анализом конъюнктуры цен на основные товары РФ и дает свои заключения по тому, чтобы ценовая ситуация в конкретных отраслях нормализовалась. При этом под нормализацией понимается не столько снижение цен, сколько системные меры, направленные на привлечение инвестиций и развитие конкуренции.- Александр Александрович, на ваш взгляд, что больше всего мешает развитию конкуренции в стране: административные барьеры, коррупция, слабое законодательство, отсутствие опыта и традиций?- Я могу сказать, что мешает все, рейтинг этих проблем ангажировать сложно, скорее всего это все-таки барьеры и коррупция. Законодательство, закрепляющее барьеры, тоже мешает. Но в целом у нас вопрос не в законодательстве, а в правоприменении: насколько это законодательство трактуется правильно и насколько соответствует решение регулирующих органов духу и идее закона, которое закладывалось изначально. Ну и, конечно, отсутствие опыта. Рыночная экономика слишком молодая и каких-то устоявшихся правил игры, даже между бизнесменами, пока нет. Исследования, которые проводит каждый год Международный экономический форум, подтверждают, что уровень развитости наших рынков по сравнению с другими странами достаточно низкий - наша страна из 183 по развитию конкуренции рынков находится на 106-м месте, и, конечно, в плане взаимоотношений между предпринимателями нужно еще много пройти.- Основные меры в борьбе за развитие конкурентных отношений стоит предпринимать на федеральном уровне или региональном? Россия слишком большая страна, чтобы формировать некие универсальные принципы. С другой стороны, ситуация на местах такова, что развитие конкуренции здесь тормозится из-за излишне тесных отношений представителей власти и близкого им бизнеса.- Решения нужно принимать и на федеральном, и на региональном уровне. Смотря какие рынки являются приоритетными: есть рынки федеральные, есть региональные, и каждый из уровней власти должен отвечать за соответствующий уровень рынка. Если мы говорим об оптовом рынке нефтепродуктов, то изначально видно, что задачи тут стоят федерального уровня; если мы говорим о розничном рынке нефтепродуктов, то это зона ответственности региональных властей. Здесь все зависит от перераспределения рынков и конкретных проблем, в том числе связанных с административными барьерами. Какие-то барьеры содержатся в федеральном законодательстве, какие-то на уровне субъектов, на уровне муниципалитетов. То есть здесь сказать, что важнее, сложно, важно все, и каждый должен заниматься своим делом. Здесь связь между проблемой и уровнем ответственности власти.- Сообщения об антимонопольных разбирательствах в отношении нефтеперерабатывающих компаний и продавцов автомобильного топлива приходят регулярно. Но все же ситуация за последние годы не изменилась. Чем вы можете это объяснить? По вашим оценкам, какая справедливая цена на нефтепродукт во Владивостоке?- Вопрос риторический. У нас нет ни одного органа, который может назвать эту цену, она определяется рынком. Одностороннее влияние компании на рынок необходимо ограничивать, но полностью его прекратить невозможно. Именно поэтому в американском антимонопольном законодательстве, к примеру, понятие монопольно высокой цены отсутствует, а считается, что чем выше цена на рынке, при отсутствии, правда, барьеров (в том числе административных), тем больше это стимулирует к развитию конкуренции и привлекает игроков на рынки. Инструментов у нас достаточно, но их нужно использовать с осторожностью. Нужно четко понимать как антимонопольному органу, так и нам с вами, так и пресловутым монополистам, что есть монопольно высокая цена. Сейчас в законодательстве четкого ответа на этот вопрос нет, но мы над этим работаем.- Не является ли поддержка «АвтоВАЗа» искусственным ограничением конкуренции?- Да, поддержка субсидиями, повышением пошлин является мерой ограничения конкуренции, но для государства это далеко не единственная проблема, оно занимается и проведением промышленной политики в интересах оте-чественных производителей. Необходимо, чтобы, принимая такие решения, государство всегда понимало и могло осознанно делать выбор между приоритетами промышленной политики развития отдельных секторов с временным ограничением конкуренции и стратегической задачей в виде конкуренции, потому что только на конкурентном рынке могут работать, появиться конкурентоспособные, эффективные, инновационные бизнесы. Такие решения проводятся, и не только в нашей стране, это нужно видеть и понимать.
Автор: Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»