Королева русских пианистов

Екатерину Мечетину, солистку Московской филармонии, лауреата международных конкурсов и молодежной премии «Триумф», называют королевой русских пианистов. Нет ничего удивительного в том, что ее концерт во Владивостоке прошел с аншлагом.

27 нояб. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2640 от 27 нояб. 2009
bb1a597a6182f2eaf392320baffea815.jpg

Екатерину Мечетину, солистку Московской филармонии, лауреата международных конкурсов и молодежной премии «Триумф», называют королевой русских пианистов. Нет ничего удивительного в том, что ее концерт во Владивостоке прошел с аншлагом.

– При огромном опыте выступлений научились ли вы не волноваться перед концертом?

– Это абсолютно непредсказуемая вещь, – улыбается Екатерина Мечетина. – Иногда, кажется, удается владеть собой, но иногда никакой опыт не помогает. Тогда волнение проходит только на сцене.

– Это зависит от сложности программы или от престижности зала?

– Не могу сказать, что для меня есть какие-то важные залы, а есть проходные. Никогда не настраиваю себя подобным образом. Но конечно, в Большом зале Московской консерватории мне играть сложнее всего, ответственнее. Я там училась и закончила аспирантуру.

– Чем памятна для вас первая победа?

– Конкурс в Италии был чем-то похож на наш «Щелкунчик», который проходит на телеканале «Культура». Там тоже участвовали дети до 13 лет из 12 стран – от каждой страны по одному. Причем были и пианисты, и флейтисты, и виолончелисты, и скрипачи. Мне удалось получить Гран-при, ту самую «Премию Моцарта». Она была в денежном выражении, по тому курсу итальянской лиры что-то около 25 тысяч долларов. Но по условию конкурса деньги наличными не выдавались, а предназначались для оплаты обучения. Но поскольку я уже училась в ЦМШ в Москве и не собиралась никуда уезжать, то возник вопрос, что же делать с этими деньгами. Итальянцы поразмыслили и купили рояль. Так что наградой мне стала новенькая Yamaha, которая теперь стоит у меня дома и я занимаюсь на ней уже больше 15 лет.

– Ваш концерт в Приморской филармонии был заявлен как «Steinway-вечер». Как вам показался наш инструмент?

– При всей любви к моей домашней «Ямахе» и привычке к ее клавиатуре, я очень люблю «Стейнвей», это король инструментов. К нему не надо приспосабливаться. И хотя после джазменов – у вас же накануне здесь играли джаз – настройщику пришлось поработать, я полностью удовлетворена. Когда на сцене стоит новый «Стейнвей» – это гарантия того, что все будет хорошо.

– В первое концертное турне вы отправились в 12 лет. С тех пор побывали более чем в 30 странах на всех континентах, кроме Австралии. Неужели и в Африке играли?

– Да, в Алжире и Тунисе. Когда я была стипендиаткой фонда Ростроповича, мне позвонил сам маэстро и предложил стажировку во Франции. Вместе со скрипачкой Аленой Баевой, которая, кстати, 30 ноября будет выступать во Владивостоке, мы жили во французской семье, познакомились с деловыми кругами Французского Банка. Когда банк устраивал концерты в своих иностранных представительствах, пригласили музыкантов из Фонда Ростроповича. И вот мы – трое русских ребят участвовали в этих концертах на территории бывших французских колоний. Сейчас это уже независимые государства, но культурные связи сохранились, там говорят по-французски. Дело было зимой, нежарко, но все-таки мы побывали в Африке. Среди слушателей были сотрудники посольств, деятели культуры, ну и местные жители приходили.
Самый экзотический был у меня концерт в Кувейте. Там мне запретили выходить на сцену в открытом платье. Сказали – только длинный рукав, иначе это будет воспринято как эротическое шоу. Что ж, везде есть свои культурные особенности. Пришлось выполнить условия – были брюки и блузка с длинным рукавом.

– Вы привезли нам Рахманинова. Какое место в вашем творчестве и вашем сердце занимает этот композитор?

– Первоначально композитор оказывается в сердце, а потом уже в творчестве. Рахманинов – это с детства моя любовь. Пианисты имеют в репертуаре огромное преимущество перед остальными музыкантами, потому что у них есть Рахманинов и Шопен. Это – самые почитаемые мои авторы.

Рахманинов близок и потому, что он русский. Я убеждена, что в России музыка Рахманинова всегда будет интересовать публику, которой близка классика. Все его прелюдии очень редко исполняются, и не случайно их 24 – по количеству тональностей. Так писали Бах, Шопен, Шостакович. Формально они не являются циклом, но по сути – стройная система, некая музыкальная Вселенная.

Справка «В»

Екатерина Мечетина родилась в семье московских музыкантов. Отец – виолончелист, мама – преподаватель фортепиано. Заниматься музыкой начала в четырехлетнем возрасте. В пять – впервые вышла на сцену. В 10 – завоевала гран-при на конкурсе «Премия Моцарта» в Вероне. В 13 лет получила вторую премию на юношеском конкурсе пианистов имени Шопена в Москве, где также была удостоена специального приза «За артистизм и обаяние». В 16 лет Екатерина Мечетина стала самым юным лауреатом Международного конкурса пианистов имени Бузони в Больцано, где также была отмечена специальным призом за лучшее исполнение труднейшего этюда Листа «Блуждающие огни». Итальянская пресса писала тогда о ней: «Юная Екатерина уже сегодня находится на вершине мирового пианизма». В 2004 году на Всемирном конкурсе пианистов в Цинциннати Екатерина Мечетина получила Первую премию и Золотую медаль. В ее репертуаре более 25 фортепианных концертов, которые она играет с лучшими оркестрами России и Европы. Скрипач и дирижер Владимир Спиваков постоянно приглашает ее в свои концерты. Композитор Родион Щедрин доверяет премьеры новых произведений. Слушателей покоряет не только виртуозное мастерство пианистки, но и ее яркий артистический имидж.