Любовь с примесью ГМО

На обложке книги значится: «Большой экономический роман, в котором любовь проходит испытание властью денег». Ну что ж, Лоцман едва ли не впервые сталкивается со столь точной аннотацией. Уложить в одно предложение целую книгу – это надо уметь…

25 нояб. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2638 от 25 нояб. 2009
de1fff23c5998f23ac5880068d8873d0.jpg

На обложке книги значится: «Большой экономический роман, в котором любовь проходит испытание властью денег». Ну что ж, Лоцман едва ли не впервые сталкивается со столь точной аннотацией. Уложить в одно предложение целую книгу – это надо уметь…

Жанр «Конгломерата» некогда был весьма популярен. Собственно, в советской литературе, стоящей на позициях соцреализма, найти роман в чистом виде – без описания производственных сложностей, поисков решений в каком-нибудь КБ или на какой-нибудь домне (а то и в колхозе) – было практически невозможно. Многих из тех, кого вдохновляли будни сталеваров, слесарей-сборщиков, чертежников, конструкторов, мэнээсов, сегодня и не вспомнишь. А ведь читали, даже находили некое сходство с нашими трудовыми буднями…

Безусловно, одним из лучших писателей-производственников, хоть и «буржуазных», был Артур Хейли. Не зря его «Менял», «Аэропорт», «Вечерние новости» и так далее можно было в советское время купить только за макулатуру или по блату. Видимо, во многом опираясь на творчество Хейли, писал свой «производственный роман» Борис Акунин, вычленяя, так сказать, зерна жанра.

Довольно много лет подобные романы вниманием российских читателей не пользовались. Разве что будни киллеров-ментов-боевиков вдохновляли пишущую братию…

Сегодня к производственному роману, к роману, который покажет не только развитие отношений между людьми, но и вскроет некие тайны экономики, отношение изменилось. Словно прорвав некую плотину, на прилавки хлынули разного рода «рейдеры», «адвокаты», «откатчики» et cetera. Но псевдохудожественное изложение криминальных сводок хорошо до определенного предела, да и тут с писателями успешно соперничает телевидение в программах типа «Чистосердечное признание» и «Честный детектив».

Поль-Лу Сулицер, живущий, слава богу, за пределами нашей богоспасаемой страны, довольно уверенно идет по стопам Артура Хейли. Ему удалось совместить в «Конгломерате» и расследование, воспользуемся официальной терминологией, «экономического преступления в сфере сельского хозяйства и использования ГМ-растений», и глубокий психологизм. По сути, автор, расчленяя технологии экономические, точно так же препарировал человеческие взаимоотношения, показывая, как меняется homo sapiens под давлением не только обстоятельств, но и собственных предубеждений или пороков…

Несмотря на то что местами «Конгломерат» читается скорее как документ, нежели художественное произведение, те куски, в которых Поль-Лу Сулицер вплотную обращается к главным героям, это добротная, хорошая проза. «Конгломерат» не удивит, конечно, нашу «избалованную» экономическими махинациями публику, но, безусловно, заинтересует.