C Дальнего Востока – на Марс
Пока Владивосток занят объектами к саммиту АТЭС, в Амурской области идет подготовка к реализации не менее грандиозного проекта – строительства космодрома Восточный. Это не просто очередная площадка для запуска космических аппаратов. С Восточным связаны но
Пока Владивосток занят объектами к саммиту АТЭС, в Амурской области идет подготовка к реализации не менее грандиозного проекта – строительства космодрома Восточный. Это не просто очередная площадка для запуска космических аппаратов. С Восточным связаны новые возможности отечественной космонавтики, а заодно - развитие экономического, научного, культурного уровня Дальнего Востока. Без задействования потенциала нашего края и участия приморских компаний конечно же не обойдется.
Никаких секретовВпервые в истории отечественной космонавтики ставка делается на открытый, не засекреченный космодром. Поэтому не скрывается за семью печатями, какие объекты тут будут возводиться, что нового ждет нашу космонавтику, почему появилась необходимость сделать новый шаг в ее развитии.
Доказательством тому - недавний «круглый стол», который прошел в Благовещенске с участием ведущих организаций космической отрасли России и приглашением журналистов. На пресс-конференции можно было задать любой, самый каверзный вопрос и получить на него развернутый ответ от представителей Роскосмоса, проектных, конструкторских, строительных, научно-производственных, учебных организаций и учреждений, руководства области.
Заместитель руководителя Роскосмоса Виктор Ремишевский рассказал, что, несмотря на финансовый кризис, руководство страны подтвердило свое решение по созданию нового космодрома (общий объем финансирования проекта – свыше 400 млрд рублей). Это говорит о том, что космическая программа и, в частности, Восточный поставлены во главу приоритетов. Уже идут проектно-изыскательские работы, на них выделяется достаточно денег. На 2010 год также предусмотрены средства для проектных работ и проведения госэкспертизы. Если с финансированием и дальше не возникнет проблем, программа будет реализовываться в установленные сроки. Планируется, что к 2015 году с Восточного будет запущен первый автоматический космический аппарат, а в 2018-м – первый пилотируемый корабль.
Виктор Ремишевский был откровенен:
- Мы до сих пор работаем на потенциале, заложенном Королевым и его соратниками. Ими была создана база для устойчивого развития космической отрасли на полвека вперед, и она дает возможность продержаться еще несколько лет. А дальше? Наступило время, когда все мы, конструкторы, ученые должны сделать шаг вперед и обеспечить задел для нашей космонавтики еще на 50 лет. Вот какой смысл вкладывается в космодром, который появится на Дальнем Востоке.
Восточный будет создаваться под совершенно новые ракеты и технологии. В этом его принципиальное отличие от существующих наземных космических объектов.
Специалисты объяснили, что лицо любого космодрома определяют используемые здесь ракетоносители. Все ведущие космические державы строят сейчас новые космодромы, потому что создают новые ракеты. В том числе ведет строительство для своих тяжелых ракет Китай. Нельзя не признать, что он является серьезным конкурентом для России. Мы можем выиграть только за счет развития более передовых и эффективных технологий, создания конкурентоспособных ракетоносителей, двигателей, космических аппаратов. Их разработка ведется сейчас по Федеральной космической программе.
Проектируется и пилотируемый корабль нового поколения. Об этом рассказал начальник научно-технического центра ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» Игорь Радугин:
- Новый корабль в отличие от своих предшественников «Союза» и «Прогресса» будет рассчитан на экипаж в шесть человек и на большую массу доставляемых и возвращаемых с орбиты грузов. Усилены требования к комфортности экипажа, в том числе при выведении корабля на орбиту и его спусках, чтобы космонавты не испытывали перегрузки. Стоит задача обеспечить точность посадки в район площадью не более двух квадратных километров. В 2015 году уже должны будут начаться летные испытания нашего корабля в беспилотном варианте, немногим позже – с экипажем.
А насколько новая техника безопасна с точки зрения экологии? Этот вопрос не может не волновать дальневосточников, к которым вдруг так «приблизились» космос и его освоение. В ответ на него участники «круглого стола» успокоили:
- В Амурской области когда-то планировался запуск ракет на токсичном топливе. Теперь от этого отказались, будут использоваться только безопасные компоненты. Впервые перед проектировщиками поставлена задача – создать ракету с использованием водородных двигателей. Направление очень перспективное, его разрабатывают все крупные космические державы. В России пока нет заводов по производству жидкого водорода, поэтому в районе космодрома будет создаваться такое предприятие.
Никто не стал спорить, что в космической деятельности существуют определенные риски, обремененные тяжелыми последствиями, случаются аварии и катастрофы. Однако сам по себе космодром, по заверению экспертов, не будет представлять для экологии больше опасности, чем любой промышленный объект.
Что касается безопасности собственно полетов ракеты, то это определяется выбором полей падения отделяющихся частей. В будущем может быть создан ракетоноситель с многоразовой первой ступенью, которая бы не падала на землю и не превращалась в обломки, а, как самолет, возвращалась на космодром. Речь об этом идет, но задача очень сложная, и ее решение отнесено на более далекий срок – после 2020 года.
Что касается падения отделяющихся частей ракет, которые станут выводиться с Восточного в ближайшем будущем, то на «круглом столе» выяснился интересный для приморцев факт: для этого резервируются поля на территории нашего края. Виктор Ремишевский заверил, что выбраны совершенно безлюдные на многие километры места, поэтому не будет никакой угрозы для населенных пунктов и местных жителей.
В ожидании первого колышкаПод размещение нового космодрома изучалось шесть мест. Первоначально предпочтение было отдано Ванино. Однако от этого варианта пришлось отказаться из-за показателей сейсмичности. В конце концов выбор пал на Углегорск – место базирования бывшей 27-й ракетной дивизии и космодрома Свободный министерства обороны, где первоначально предполагалось использовать конверсионные ракеты (выведенные из боевого дежурства). Географическая широта – почти одна с Байконуром.
Сыграли свою роль также обеспеченность территории богатыми энергетическими ресурсами, наличие пока еще не задействованных до полной нагрузки производственных мощностей (зачастую простаивающих после строительства БАМа) и достаточно развитой транспортной инфраструктуры. По мнению генерального директора ОАО «Ипромашпром» Ивана Якушкина, близость к автомобильной трассе «Чита - Хабаровск», БАМу, создание аэропорта международного класса – все это позволит создать на этой базе единый логистический центр для всего региона. Современная транспортная развязка послужит развитию Дальнего Востока во всех направлениях.
На Восточном будут построены стартовый комплекс, несколько монтажно-испытательных корпусов, объекты технологических служб – всего около 250 зданий и сооружений. Только непосредственно на строительстве предполагается задействовать не менее 27 тысяч человек – хороший фронт работы для дальневосточников. Ответственные лица пообещали:
- Планируем работать по-совре-менному – основная часть затрат будет связана с зарплатой, поэтому люди будут иметь хороший заработок.
Причем Роскосмос настаивает: первая задача – создание инфраструктуры для строительства, гостиниц для расселения специалистов. Не должен повториться опыт Байконура с палатками на нулевом цикле.
Журналисты поинтересовались, отпадет ли необходимость аренды Россией у Казахстана космодрома Байконур после ввода в эксплуатацию Восточного. Виктор Ремишевский объяснил:
- На сегодня Байконур – самый оснащенный космодром мира, с его стартовых площадок летают «Зенит», «Союз», «Протон», конверсионные ракеты. Поэтому мы будем уходить отсюда постепенно, по мере завершения срока эксплуатации тех или иных ракетных комплексов, в первую очередь ракеты «Протон», которая использует токсичные компоненты. В связи с этим имеются большие ограничения по ее применению, по выделению новых полей падения отделяющихся частей. Россия платит Казахстану большие деньги за аренду территорий. Но дело даже не в этом. Казахстан активно развивается, и ему нужны земли для включения в хозяйственный оборот. Тем не менее в течение довольно длительного периода Байконур и Восточный будут работать параллельно.
Что касается первого колышка, то это как посмотреть. Можно даже сказать, что он уже вбит, поскольку уже ведутся предпроектные работы, а в Амурском государственном университете началась подготовка специалистов, которые впоследствии придут работать на Восточный.
У нового космодрома огромные перспективы. Именно он призван подтвердить статус России как ведущей космической державы мира, приблизить осуществление амбициозных задач по освоению Луны, Марса, дальнего космоса. Реализация всех этих масштабных проектов постепенно перемещается на Восток.
Программа создания космодрома Восточный включает в себя несколько этапов:
до 2011 года – прием объектов расформированного космодрома Свободный (ЗАТО Углегорск) от Минобороны, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы;
до 2015 года – создание обеспечивающих работу космодрома объектов (кислородно-азотного и водородного заводов, метрологической станции, систем связи, командного пункта), организация инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры (город первой очереди на 5-7 тысяч жителей, объекты жизнеобеспечения);
до 2018 года – возведение основных объектов: стартового, поисково-спасательного, технического комплексов, международного аэродрома, строительство города второй очереди на 20 - 25 тысяч жителей.