Танкеры сливают воду
В спецнефтепорту Козьмино внедряются экологические технологии, которые обеспечили восьмилетнюю безупречную работу балтийского порта Приморск
В спецнефтепорту Козьмино внедряются экологические технологии, которые обеспечили восьмилетнюю безупречную работу балтийского порта Приморск
Ни капли нефти в мореЗагрузка танкера - ответственная операция, к ней допускают только проверенный персонал. Малейшая небрежность - и тонны смертельной для рыбы и птиц нефти окажутся в воде. Чтобы этого не случилось, каждый танкер перед загрузкой нефтью в порту Приморска окружается боновыми заграждениями. Если нефть, не дай бог, прольется, боны предотвратят ее растекание, а аварийные службы всегда наготове, собрать нефть с поверхности. К счастью, аварийные службы в деле наш корреспондент в Приморске не увидел, а на загрузку танкера посмотрел.
Танкер извещает порт первый раз за двое суток до прибытия, потом информация несколько раз уточняется. Как пояснили в диспетчерской службе, существует долговременный предварительный график прибытия танкеров, в который регулярно вносят коррективы то погода, то проблемы бизнеса.
После того как танкер пришвартовался к пирсу, на борт поднимаются сотрудники экологической лаборатории. Они берут пробы воды из каждого танка на анализ. Танкеры привозят с собой в порт тысячи тонн балластной воды. Эти суда конструируют таким образом, что они не могут плавать, не заполненные нефтью или водой. Пустой танкер, как пустая консервная банка, может опрокинуться от небольшого волнения.
Воду в танки закачивают сразу после выгрузки нефти. В Приморске принимают только современные танкеры, в которых имеются отдельные танки для нефти и для балласта, поэтому теоретически нефти в балластной воде быть не должно. Но это в теории, а на практике в воде крупных портов всегда имеется немного нефти, особенно если в порту не очень следят за экологией. В новых нефтепортах России (Приморске, Козьмино, Усть-Луге) предусмотрены очень жесткие требования к чистоте балластной воды, она должна содержать не более 0,05 мг нефтепродуктов на литр жидкости, иначе слив воды из балластного танка запрещается, и он опечатывается.
«В прошлом году несколько танкеров потеряли в Приморске сотни тысяч долларов, - рассказали в экологической службе ООО «Спецморнефтепорт Приморск». – Мы несколько раз запрещали сливать балластную воду, если анализ показывал высокое содержание вредных веществ». Теперь на танкерах тщательно следят за балластной водой, если появляется подозрение, что в ней слишком много грязи, танкер в открытом море сливает портовую воду и набирает заведомо чистую. За время работы порта было зафиксировано 26 случаев, когда вода в танках танкера содержала недопустимо большое количество нефти. Теперь таких случаев практически не наблюдается, на недогрузке танкера компании теряют огромные деньги.
И все же, чтобы наверняка исключить какие-либо «хитрости» со стороны команды танкера, перед началом сброса балластных вод и по окончании сброса отбираются пробы морской воды в районе носовой, средней и кормовой части танкера. «Мы обкладываем танкер контролем со всех сторон, ему ни за что не сбросить свою грязь незаметно», – говорят сотрудники аналитической лаборатории. По международному соглашению порт обязан принимать с судна грязные воды в свои очистные сооружения, но за соответствующую плату.
В Приморске следят не только за чистотой балластной воды, все сточные и ливневые воды с территории порта очищаются здесь до уровня, соответствующего более жестким нормативам, чем даже нормативы питьевой воды. Сотрудники порта утверждают, что вода в бухте после начала работы порта в 2001 году стала чище, чем была до этого.
Особо гордятся в Приморске международным признанием. Нам увлеченно рассказывали, как президент Финляндии Тарья Халонен во время посещения Приморска в течение нескольких часов тщательнейшим образом осматривала порт: «Она осмотрела буквально все, а потом заявила, что у Финляндии не может быть претензий к работе порта, поскольку все сделано безупречно с точки зрения обеспечения экологической безопасности».
Высокую оценку дал Приморску руководитель французской делегации депутат парламента Мессина Франсуа. «То, что мы видим, производит очень сильное впечатление. Это относится не только к технологическому оборудованию, но и к системам безопасности, системам контроля за чистотой окружающей среды. Мы видим, что здесь тщательно следят за экологической безопасностью, и для нас это очень важно», – заявил депутат.
Порт стал лауреатом на ежегодном международном конгрессе «Oil TERMINAL-2006» в номинации «Самый экологически безопасный терминал», копию свидетельства здесь показывают всем гостям, так же, как и сертификаты об экологической безопасности международных сертификационных организаций.
Приморск – нынешняя гордость компании «Транснефть», но в Козьмино будет более совершенная технология. В Приморске нам показали первую опытную установку по улавливанию паров нефти, в Козьмино такая установка будет работать в штатном режиме. Суть технологии в том, что пары нефти из танков при их загрузке улавливаются, обрабатываются и возвращаются в нефтехранилища, так что даже запах нефти в порту практически не будет заметен. В Приморске мы запаха нефти не ощутили.
Контроль не лишнийОтработанные в Приморске технологии вроде бы гарантируют экологическую безопасность Козьмино. Но у нашего дальневосточного спецнефтепорта есть одно узкое место – железнодорожный узел, в котором до 2013 года (пока не вступит в строй вторая очередь нефтепровода ВСТО) будут разгружаться железнодорожные составы с нефтью. Хотя руководство порта и железнодорожники дружно утверждают, что все меры безопасности приняты, достаточно неприглядный вид нефтяных цистерн знаком каждому, кто хоть раз ездил на поездах. Да и операций присоединения/отсоединения трубопроводов при опорожнении цистерн будет производиться минимум в десять раз больше, чем при загрузке танкеров, ведь железнодорожная цистерна по сравнению с танком океанского танкера что пол-литровый ковшик по сравнению с ведром.
Автор: Александр МАКСИМОВ