Поймать и обезвредить
ПРОБЛЕМА браконьерства в российских водах по-прежнему остается главной заботой Пограничного управления ФСБ по Приморскому краю. С начала 2009 года силами береговой охраны приморского погрануправления за нарушения природоохранного законодательства было з
ПРОБЛЕМА браконьерства в российских водах по-прежнему остается главной заботой Пограничного управления ФСБ по Приморскому краю.
С начала 2009 года силами береговой охраны приморского погрануправления за нарушения природоохранного законодательства было задержано
16 промысловых судов.
Как в фильмах в жанре экшн
Браконьерством, как правило, занимаются суда-подфлажники, то есть корабли, приписанные к портам стран с «удобным» флагом. Из 16 задержанных в этом году судов в 11 случаях нарушители ходили под иностранным флагом. При этом экипаж судов порой может представлять собой настоящий интернационал: помимо россиян на кораблях ходят граждане ряда государств Юго-Восточной Азии.
Учитывая, что в сопредельных странах цена морских деликатесов очень высока, незаконная добыча и контрабанда валютоемких биоресурсов может приносить колоссальные прибыли браконьерам. Естественно, что полукриминальные структуры, которые владеют добывающим флотом, делают все возможное, чтобы не потерять этот источник дохода. А капитаны судов-браконьеров до последнего пытаются избежать встречи с кораблями береговой охраны. События при задержании таких нарушителей всегда разворачиваются примерно по одному и тому же сценарию, достойному фильма в жанре экшн: сначала – отказ подозрительного судна остановиться для досмотра, потом – многочасовая погоня, а по ее завершении – высадка осмотровой группы на борт и обнаружение там незаконно добытых морских деликатесов.
Так, например, ночью 14 октября пограничным кораблем в исключительной экономической зоне России была обнаружена шхуна под камбоджийским флагом. На требование пограничников остановиться для досмотра судно не отреагировало и на полном ходу устремилось на выход из российской экономической зоны. Корабль-нарушитель застопорил ход лишь после того, как суда береговой охраны открыли предупредительный огонь. В трюмах судна досмотровую группу ждали интересные находки – чаны с 25 тоннами живого краба. Шхуна была отконвоирована в Находку, а краб отпущен обратно в море.
История повторилась спустя 4 дня, когда корабль береговой охраны Пограничного управления ФСБ по Приморскому краю задержал еще одно подфлажное судно с крабом на борту. Теплоход «Соломон» под флагом Камбоджи пытался «увезти» из российских вод около 22 тонн незаконно добытого живого краба опилио.
По информации Пограничного управления ФСБ по Приморскому краю, в 2008-2009 годах за нарушение правил добычи водных биоресурсов было возбуждено более 40 уголовных дел. При этом размер причиненного природе ущерба в 2008 году по уголовным делам составил более 5,8 миллиона рублей и по административным правонарушениям – свыше 16 миллионов рублей. За истекший период 2009 года – немногим менее 22 миллионов рублей и 3,5 миллиона рублей соответственно.
Впрочем, далеко не все привлеченные к ответственности граждане и структуры возмещают ущерб, и здесь зачастую приходится идти на крайние меры: за два последних года по решению суда в доход государства было конфисковано более 10 задержанных силами береговой охраны судов. Все вырученные средства поступили в казну государства.
Ты – на суше, я – на море
– С Пограничным управлением ФСБ по Приморскому краю мы плотно взаимодействуем уже около двух лет, – рассказал корреспонденту «В» начальник отдела надзора за безопасностью и качеством продукции Россельхознадзора по Приморскому краю Владимир Рожанский. – Мы постоянно обмениваемся информацией с пограничниками, благодаря чему борьба с незаконной добычей биоресурсов эффективно ведется не только на море, но и на суше. Это позволяет быстро пресекать деятельность «теневых» рыбодобытчиков и рыбопереработчиков.
Вопиющий случай произошел несколько месяцев назад во Владивостоке. Получив оперативную информацию из погрануправления, в неприметном здании неподалеку от Морского кладбища сотрудники Россельхознадзора обнаружили подпольный цех по переработке морепродуктов. 8 его сотрудников не имели никаких документов и сильно смахивали на бомжей. О санитарии при обработке и расфасовке продукции и речи не было, – в помещении стояла ужасная вонь от немытых тел. Переработанный и расфасованный в пакетики «деликатес» шел на продажу в торговую точку на рынке в районе Спортивной.
По словам Владимира Рожанского, подавляющее большинство (98 процентов) подпольных цехов создается во Владивостоке – здесь больше всего потенциальных потребителей, отсюда товар можно легко доставить в соседние города и районы Приморья. А вообще подобные «производства» то и дело выявляются практически во всех сколько-нибудь значимых населенных пунктах на побережье – от Рудной Пристани до Хасана. Наказать организаторов преступного бизнеса весьма сложно – в случае с выше упомянутым цехом ответчиком по делу выступал один из обитавших там маргиналов. В то время как реальный хозяин этого «бизнеса» сидел в своем «Лэнд Крузере» неподалеку от здания суда…
– Подпольные цеха не платят налогов, не соблюдают никаких требований к производственному процессу, – продолжает Владимир Рожанский. – Естественно, что их продукция оказывается дешевле товара, поставляемого на рынок законопослушными компаниями. Однако, сэкономив на покупке, потребитель рискует получить взамен «сюрприз» в виде инфекционных болезней или паразитов.
Автор: Записал Александр САЛКОВ