В стороне от Каменской
В предисловии к своей новой книге Александра Маринина, слегка кокетничая и в то же время, возможно, предваряя некое недоумение тех читателей, что привыкли видеть в ней исключительно автора «Каменской», пишет о том, с каким трудом рождался роман. Лоцман вы
В предисловии к своей новой книге Александра Маринина, слегка кокетничая и в то же время, возможно, предваряя некое недоумение тех читателей, что привыкли видеть в ней исключительно автора «Каменской», пишет о том, с каким трудом рождался роман. Лоцман вынужден согласиться: предисловие необходимое. Потому что те недостатки, что обнаруживаются у «Взгляда из вечности», может быть, как раз и объясняются некоей вымученностью книги…
«Взгляд из вечности» - не детектив. И то, что некоторое количество героев романа носит погоны и работает в милиции, не прибавляет книге детективности. Это – психологический роман, бытовой и даже отчасти дамский. Да еще с налетом фэнтези…
Ну, накрутила Маринина, скажет читатель, и Лоцман с ним согласится. В целом произведения о Каменской ведь тоже не были детективом в чистом виде – так что переход к психологическо-бытовому роману не удивил бы никого. Но вот фэнтези, Камень, Ворон, Ветер и Змей в роли главных рассказчиков, роман в романе – это как-то слишком мудрено… Конечно, наличие рассказчиков позволяет автору оценивать поступки своих героев, вести, скажем так, «разбор полетов» как с психологической, так и с морально-нравственной точки зрения. С другой стороны, те же самые рассказчики и описание их взаимоотношений местами сильно замедляют повествование и утяжеляют сюжет. Периодически Лоцман, читавший роман в почти идеальной обстановке – ничем другим заняться было невозможно, не мог удержаться и пролистывал пару страниц – уж очень медленно дело шло…
С другой стороны, нельзя не признать, что «Взгляд из вечности» - отличное название, говорящее и во многом предваряющее суть произведения. Александра Маринина смотрит на своих героев как бы со стороны, как бы отстраненно – глазами Ворона или Камня, Змея или Ветра, и это позволяет ей держать столь редкий для романиста нейтралитет. Мол, что там творят мои герои – это их дело, я лишь фиксирую да вам передаю, а потому – с меня и взятки гладки… Отсюда, как кажется Лоцману, и стилевые недостатки романа: легкая телеграфичность, едва заметная банальность…
Но, несмотря на явные недостатки, герои «Взгляда из вечности» - не рассказчики, а именно герои, люди, в которых читатель легко узнает если не себя, то своих знакомых, - очень живые, яркие. Им сопереживаешь, их начинаешь любить или не любить… Об их судьбе хочется узнать все-все, и когда роман заканчивается практически многоточием и отсылом ко второй части, вздох разочарования не удержать. Узнать, что там, дальше, хочется очень сильно. Имейте это в виду, если решите снять с полки «Взгляд из вечности», не совершайте ошибки Лоцмана, берите две книги сразу.
Автор: Ваш Книжный Лоцман