Маршруты проложат по уму

Владивостоку необходима новая непрерывная трамвайная линия «Сахалинская – Луговая – Баляева – Народный проспект» – это одно из предложений, сделанных специалистами Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, проводивших исследования пассажиропоток

17 нояб. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2633 от 17 нояб. 2009
3bb383d460fc67a6516e9ad9832c5d81.jpg

Владивостоку необходима новая непрерывная трамвайная линия «Сахалинская – Луговая – Баляева – Народный проспект» – это одно из предложений, сделанных специалистами Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, проводивших исследования пассажиропотока во Владивостоке. Посчитав пассажиров по головам, а автобусы по номерам, участники проекта пришли к выводу, что некоторые городские маршруты надо изменить или закрыть, сократить количество рейсовых машин и возродить автобусы-экспрессы.

В последний раз разумность маршрутов пассажирских автобусов в краевой столице изучали в 1987 году. С той поры автомобильный парк вырос в десятки раз, а дорожная система города осталась неизменной, не считая появления Некрасовской развязки. Из-за пробок на дорогах в часы пик Владивосток стал некомфортным и для пешеходов, и для автомобилистов. Просто проектировщики не предполагали, что в городе в начале XXI века будет жить более полумиллиона человек. За два десятилетия изменился статус и вектор развития столицы Приморья – от закрытого города-крепости до центра международного развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эти факторы, а также подготовка столицы Приморья к 150-летию со дня основания и саммиту АТЭС-2012, потребовали кардинальных изменений в организации пассажирских транспортных перевозок.

Студенческий контроль

Тендер администрации Владивостока на проведение комплексного исследования пассажиропотока выиграл ВГУЭС.

– Этот проект был интересен нам и по масштабу, и по прецеденту, – отмечает директор Института международного бизнеса и экономики Владивостокского университета экономики и сервиса доктор экономических наук Александр Латкин. – Начали мы с того, что студенты 7 и 12 апреля с 5 утра до 12 ночи фиксировали время прибытия транспортного средства на остановку и количество пассажиров. Работа была организована в три смены, потому что ни один учетчик не выдержал бы почти сутки на маршрутах.

На втором этапе к работе подключились специалисты Института информатики, инноваций и бизнес-систем ВГУЭС для обработки полученных данных. Было собрано около 15 тысяч таблиц и более 1000 листов наблюдений за качеством обслуживания пассажиров. Для удобства контролеры разбил город на 16 транспортных районов, 59 микрорайонов. Отчет уложился в 5 томов, полный материал – 170 томов.

Машина давно не роскошь

– За последние 20 лет более 150 тысяч владивостокцев пересели на личные автомашины. Изменились и объемы перевозок: на троллейбусах сейчас ездит в 4,5 раза меньше горожан, на морском транспорте, – в 6 раз меньше, 85 процентов пассажиров предпочитают автобусы, – рассказал руководитель проекта, директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александр Латкин. – На трамваях ездят лишь 10 процентов жителей, в основном это пенсионеры, которые могут простоять на остановке в ожидании вагона 20-30 минут. Но отчасти именно из-за этого транспорта создается сутолока на центральных улицах.
Автоперевозки во Владивостоке стали выгодным бизнесом, и число компаний–автоперевозчиков увеличивается. И еще одна важная деталь, всплывшая в результате исследования: когда транспорт был муниципальный, в городе действовало 42 автобусных маршрута, на которых работало около 300 автобусов. Сейчас количество коммерческих автобусов осталось прежним, а число маршрутов удвоилось.

Ученые пришли к выводу, что городские потоки организованы нерационально, примерно треть автобусов из центра можно убрать. «Надо переходить к транспортной схеме, характерной для крупных городов, когда до центра идут магистральные автобусы, а в спальных районах существуют локальные автобусные сети, – уверен Александр Латкин. – Сейчас же большинство маршрутов проложено по центру Владивостока, а добраться на окраины людям бывает сложно».

По мнению экспертов, большинство транспортных проблем в городе появилось из-за сложного рельефа и несоблюдения Генплана. Точечные застройки и отсутствие парковок для машин – бич приморского мегаполиса, осложняющего жизнь горожан.

Автобусы свяжут с космосом

Бегающие по маршрутам пассажирские автобусы частных автоперевозчиков физически и морально устарели. Да и к техническому состоянию некоторых из них у специалистов управления Госавтодорнадзора по Приморью всегда есть претензии. А маленькие японские микроавтобусы на маршрутах давно следует убрать, потому что они не только неудобны для пассажиров, но и опасны для перевозок, особенно зимой.

На эти аспекты исследователи не могли не обратить внимание мэрии. По их мнению, одним из условий, выставляемых автоперевозчикам, должно стать обновление автопарка и поддержание машин в чистоте. А заставит владельцев исполнять эти обязательные условия специальный рейтинг, который составлялся бы по совокупности показателей. И по его результатам распределялись бы между автокомпаниям маршруты. Самые выгодные – самым исполнительным. По тому же принципу работают в Хабаровске.

В чем представители ВГУЭС и чиновник управления транспорта администрации Владивостока сразу же наши взаимопонимание, так это в том, что в пассажирских автобусах необходимы электронные терминалы для расчетов за проезд. Это позволит сделать перевозки удобными и финансово прозрачными. Машины должны быть оборудованы системами спутникового слежения – GPS, которые исключат самовольные сходы водителей с маршрутов и длительные простои в ожидании пассажиров. Эту работу мэрия наметила провести в течение 2010 года.

Кстати, к концу декабря выйдут на линии первые представители муниципального пассажирского автотранспорта – новенькие КАВЗы. Закуплено 30 машин. Автобусы, рассчитанные на 23 пассажира, и уже оснащены системой спутниковой навигации, которая позволит диспетчерской службе контролировать прохождение ими маршрутов и соблюдение графика движения.

Точку поставят в 2020 году

Проект изучения пассажиропотока во Владивостоке, задуманные мэрией, предназначался не для галочки и полки. В городском управлении транспорта заверяют, что выводы ученых будут использованы при разработке городской программы ремонта, реконструкции объездных трасс и дорог второстепенного значения, которые разгрузят магистральные улицы.
– Это только начальный этап разработки комплексной программы по развитию общественного транспорта Владивостока, – считает начальник управления транспорта Сергей Войченко. – В следующем году она будет продолжена. Но заниматься ею будут уже сотрудники администрации.

Программу развития мэрия обещает выдать в следующем году, а рассчитана она будет до 2020 года. Но уже сейчас понятно, что сданные к саммиту АТЭС мосты через бухту Золотой Рог и на остров Русский, и новые автомобильные развязки и магистрали, вновь перекроят транспортную сеть Владивостока. Значит, появится повод для очередного исследования. Тем не менее, рекомендации ученых начнут внедряться в систему организации пассажирских перевозок столицы Приморья уже в будущем году.

Справка «В»

В ходе исследования было опрошено 300 водителей автобусов и 1595 жителей Владивостока, обработано более 5000 предложений горожан по совершенствованию работы пассажирского транспорта.

Во Владивостоке и пригороде контролеры насчитали 291 остановку. Средняя длина перегона по автомаршрутам составляет 723 м, трамвая – 590 м, троллейбуса – 595 м. Пассажирообмен всех остановочных пунктов составил: в рабочий день – 782714 чел, в выходной – 462486 человек.

Кстати

Что наука подсказала
Советы ученых для совершенствования работы электротранспорта: расширение и обновление троллейбусного и трамвайного парка; восстановление движения троллейбусов в центральной части города; возвращение маршрут № 3 от «Семеновской» до остановки «Заря». После продления линии, разработать троллейбусный маршрут «Семеновская (Центр) – Клиническая больница». Восстановить движение электротранспорта в вечернее время.

Ученые рекомендуют так же изучить возможность создания скоростного трамвая, соединяющего Луговую и Центр, и рассмотреть вопрос о создании непрерывной трамвайной линии на направлении «Сахалинская – Луговая – Баляева – Народный проспект (до Некрасовского путепровода)».

Справка «В»

Жители Владивостока совершают от 462 тысяч поездок на общественном транспорте в выходные дни, до 782 тысяч в будни. В краевом центре зарегистрирована 21 частная автотранспортная компания, а также ОАО «Электротранспорт», в чьем ведении находятся трамваи и троллейбусы. ООО «Мортранс» перевозит пассажиров морскими катерами и паромами.

Самый большой пассажиропоток проходит через площадь Луговую – 102,8 тыс. поездок в сутки. В десятку многолюдных остановок вошли «Семеновская», «Центр», «Баляева», «Спортивная», «Некрасовская», 1-я и 2-я речка, «Проспект 100-летия Владивостока».