Президент всем послал...

В минувший четверг президент России Дмитрий Медведев выступил с ежегодным Посланием к Совету Федераций. Оно стало вторым для действующего главы государства и 16-м в истории современной России.

17 нояб. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2633 от 17 нояб. 2009
17b842c7f1456a9bcdb10aa338262eff.jpg

В минувший четверг президент России Дмитрий Медведев выступил с ежегодным Посланием к Совету Федераций. Оно стало вторым для действующего главы государства и 16-м в истории современной России.

Президент говорил 1 час 40 мин, и это обращение стало самым долгим за всю историю. Большая его часть посвящена была теме модернизации. Медведев фактически озвучил программу стратегического развития страны на десятилетия вперед. А политическую реформу глава государства отправил в регионы. При этом предупредил оппозиционные фракции, что им не следует раскачивать политическую лодку.
Как восприняли президентские тезисы в регионах – об этом «В» спросил известных приморских политиков, экономистов, ученых.

Директор Дальневосточного консалтингового центра, политолог Петр Ханас:
– Этот стратегический документ выглядит как рабочий план развития страны, включающий в себя конкретные шаги его реализации. Несмотря на амбициозность и масштабность заявленных задач, президенту удалось расставить приоритеты и указать основные направления деятельности высшим органам власти, правительству Российской Федерации, Центризбиркому, силовым структурам.

Значимыми для региональной политики являются позиции президента, направленные на укрепление и расширение демократического пространства в субъектах РФ. Речь идет о совершенствовании избирательной системы, направленной на дальнейшее становление многопартийности и развитие института политической партии. В этом блоке предложений выделяются десять направлений.

Во-первых, ввести единый критерий численности депутатов органов законодательной власти субъектов; во-вторых, дать гарантии представленным в региональных парламентах партиям, получать возможность формировать собственные фракции. Президент подчеркнул необходимость включать представителей любых партий для работы на руководящих постах и на постоянной основе. Немаловажным является и гарантия представительства в законодательных органах субъектов федерации партиям, набравшим более пяти процентов. Непарламентским партиям должна быть гарантирована возможность постоянного участия в работе Центральной и региональной избирательных комиссий. Реализация этих предложений приведет к усилению политической конкуренции и уменьшению административного давления со стороны партии власти.

Желание навести порядок с досрочным голосованием в местных выборах, с открепительными удостоверениями и сбором подписей повысит реальные шансы оппозиции на вхождение в представительные органы власти. Принятие в субъектах законов, гарантирующих равное освещение в СМИ деятельности партий, приведет к смягчению партийной дискриминации и улучшит прозрачность избирательного процесса.
Вместе с тем президент не стал навязывать систему выборов в региональные органы законодательной власти, отдав этот выбор на откуп межпартийной дискуссии представителям партий. При этом он указал о необходимости прийти к единому мнению по этому вопросу. Безусловно, окончательный выбор будет стоять за Президентом.

В реформировании региональных органов власти заметным является предложение включить в уставы субъектов статьи об обязательном ежегодном отчете губернаторов перед Заксобраниями. Это не только усилит контроль над исполнительной властью, но и увеличит ответственность руководителей субъектов, сделает прозрачным госуправление.

Директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский:
– Несмотря на внешнюю простоту изложения, это было одно из сильных по аналитике Посланий. Эксперты, которые отслеживают ситуацию в стране, потрясены. Социальная ситуация, связанная с управлением будущим, на грани. В политэлите нет понимания, как моделировать будущее. Я думал, что ситуация в стране плохая, оказалось, что она еще хуже, и развивается от плохого к худшему. И когда люди аплодируют тем тезисам Послания, от которых у экспертов волосы дыбом встают, это значит, что они ничего не понимают и не видят озабоченности президента.

Президент обращает внимание на то, что в обществе нет внутренних мотивов для модернизации. Инструменты в виде усиленной вертикали власти предназначенные для усиления роли государственных институтов, не работают. Политические партии не генерируют мотивов устремленных в будущее, они заняты борьбой за власть, и не выполняют главной роли – идеологического понимания, куда мы идем, не побуждают что-либо менять. Поиск мотива для модернизации в демократии и свободе, не верен. Потому что понимание их различное: по западным образцам – это уважение к закону и жесткое следование нормам, а на Востоке это – традиции. В России прежние традиции утеряны, а объединение нации вокруг Второй Мировой войны сомнительно. Для молодежи она не является точкой, которая давала бы понимание будущего, не показывает, ради чего надо тратить свои силы. Нелепо, спустя десятилетия, опираться на прошлое, не генерируя устремленность будущее.

На мой взгляд, президент не понимает, по какому пути развития пойдет страна, особенно в территориальном делении. Нынешняя система ведет к тому, что люди отделяются и не только по часовым поясам, и товарным потокам. Мысль Медведев о сокращении часовых поясов – это сигнал о территориальном распаде государства. Общество начинает сворачиваться во внутрь себя – в отдельные региональные системы и интересы, и чем глубже это идет, тем сильнее враждебность к внешней системе управления. Это проявляется не в бунтах, а политической апатии. И как говорит сам президент: «Уровень социальной управляемостью страной снижается».

Локальный примером этого процесса – Владивосток, где идет открытая травля мэра и постоянно переваривается мысль, как плохо мы здесь живем. Наш город – это черная дыра, в которой люди губят свои политические карьеры. У нас живут люди маргинальной аполитичности, которые вечно всем не довольны, что бы ни делалось. Город живет не будущим, а ненавистью к внешнему конкуру управления, и чем он больше пытается сделать, тем сильнее недовольство. И не, потому что мы плохие, а потому, что так формируется социальная модель пространства страны. И подобные локальные ситуации становятся типичными в стране.

В речи Дмитрия Медведева появилась новая линия, которая расходится с курсом Владимира Путина, ориентированного на создание жесткой авторитарной вертикали власти с выборами губернатора, ограничением к власти оппозиционных партий и т.д.

Президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья Георгий Мартынов:
– Президент считает неэффективной работу Госкорпораций. С эти можно отчасти согласиться. Но для рыбной отрасли роль государства важна. Для того чтобы Россия стала ведущей мировой державой, она должна выйти в Мировой океан, как это было в советские времена. Сейчас ни одна частная рыбопромысловая компания не способна организовать экспедицию для выхода в Тихий океан, его юго-западную, юго-восточную части. Для этого требуется поддержка государства. В намечающейся компании реформирования Госкорпораций не допустить перегибов, когда уничтожается все под одну гребенку, важно найти компромисс.

И еще один немаловажный момент – предложение президента ввести отдельную должность для чиновника, который отвечал бы за ситуацию на Серверном Кавказе. Этим глава государства открыто признает, что в том регионе сложная ситуация. И хотя прежде об этом напрямую никто не говорил, мы все понимали это по участившимися терактам, покушениям на высокопоставленных чиновников этого региона России. Очень не хотелось бы повторения Чеченских компаний, последствия которых были тяжелыми и для жителей Дальневосточного региона.

Для того чтобы прямо и открыто говорить об этих проблемах, президенту надо иметь политическое мужество. Думаю, если Дмитрий Медведев поднял эту тему, он знает, как надо действовать дальше.

Автор: Татьяна НИКОЛАЕВА