Непопулярный Познер
Во Владивосток Владимир Познер приехал, как бы странно это ни звучало, работать. На одном из местных телеканалов он провёл ток-шоу «Время жить!», посвящённое проблемам ВИЧСПИДа. Кроме того, Владимир Владимирович встретился со студентами ВГУЭС, во время ра
Во Владивосток Владимир Познер приехал, как бы странно это ни звучало, работать. На одном из местных телеканалов он провёл ток-шоу «Время жить!», посвящённое проблемам ВИЧСПИДа. Кроме того, Владимир Владимирович встретился со студентами ВГУЭС, во время разговора с которыми учил любить родину так же, как собственную квартиру, и с журналистами, коим рассказал, собственно, о том, почему ездит по стране и говорит о важности профилактики ВИЧ. При этом Владимир Познер был откровенен и выражал взгляды, в современном обществе не слишком популярные...
Как выяснилось, проблемами ВИЧСПИДа известный телеведущий занимается уже давно. И он не просто ведущий программы, он один из организаторов проекта «Время жить!». В распространении вируса иммунодефицита человека Владимир Познер видит действительно серьёзную угрозу для России и её будущего.
– Я начал заниматься проблемой СПИДа, когда он только появился в России, – рассказал Владимир Владимирович, отвечая на вопрос, почему именно его пригласили вести проект. – Образовалась группа, как мне казалось, неравнодушных людей, в которую входил и академик Вадим Покровский, руководитель федерального центра по борьбе со СПИДом. Я много с ними работал, мы издавали газету «Speed-инфо», которую, скажем честно, люди покупали из-за полупорнографического содержания. Потом я убедился, что члены группы в основном озабочены проблемой поездок за рубеж, а не реальными делами… И ушёл. Но уже все знали, что я занимаюсь этой проблематикой. Вскоре в России появилось множество СПИД-сервисных организаций, которые, при том, что делают одно дело, не просто не контактируют между собой, но ещё и выясняют, кто тут главнее, кто сказал «мяу»… Я предложил собраться, поговорить… И эта инициатива привела к тому, что меня стали приглашать, звать…
Вообще очень мало в России делается. И вы, как журналисты, мало делаете. Мало пишете и неумело, плохо, неинтересно. И программы не снимаете, мол, не будут смотреть. Да будут! Ведь это зависит от того, как сделать…
И социальной рекламы на ТВ почти нет. Ну почему? И так называемые послы доброй воли – такие, как я. Где они? Почему среди спортсменов, артистов их так мало? Где тот же Аршавин, например, почему он не говорит с экрана о профилактике ВИЧ?
Рок-музыканты где? Нету… Вот и получается, что ВИЧ не является приоритетной темой, хотя на самом деле она главная.
Владивосток – сороковой город, который я посетил с ток-шоу «Время жить!», – сказал Владимир Познер. – Он на 19-м месте по распространению ВИЧ (из 87 регионов России) и на 4-м по смертности. Это очень серьёзно, впрочем, и ситуация с распространением ВИЧ в России более чем серьёзна. По официальным данным, в стране инфицировано более полумиллиона человек, на самом деле эту цифру нужно умножать на 4. Так что речь можно вести об эпидемии. Конечно, сейчас в бюджете страны выделены деньги на лекарства, но, на мой взгляд, куда важнее профилактика, чем лечение.
О том, что такое профилактика ВИЧСПИДа и как ею нужно заниматься, идут постоянные споры. Спорят, например, нужно ли в школах рассказывать о ВИЧ и как именно… На мой взгляд, в связи с тем, что болезнь уже перешла за пределы групп риска, спорить надо прекращать и начинать работу. Пора ставить диагноз обществу. И лечить его.
В программе «Время жить!», которую я веду в каждом регионе, всегда принимают участие те, кто считает, что главная профилактика ВИЧ – это воздержание, верность семье. Против воздержания и верность я не возражаю, это отлично, но уверен, что одними благими призывами вопроса не решить, что нужно учить подростков, детей тому, как можно уберечь себя, если гормоны гуляют, и к словам о целомудрии до брака и верности нет желания прислушиваться. Обычно об этом спорят, но в этом и состоит цель программы – пусть люди слушают и делают выводы, задумываются, узнают информацию…
Когда меня спрашивают, зачем вы этим занимаетесь, я обычно отвечаю так: я человек не верующий, но на всякий случай надо делать хорошие дела, а вдруг зачтётся…
– Есть ли в команде, которая, например, делает ваше ток-шоу на Первом канале, ВИЧ-положительные люди?
– В моей команде, насколько я знаю, нет. Но с ВИЧ-положительными я общаюсь, у меня есть такие знакомые. Открывать свой статус никого не призываю. Почему? Потому что пока что в нашей стране слишком силён страх перед этой болезнью. ВИЧ-положительного могут уволить с работы, хотя это противозаконно; может начаться травля семьи и детей – в школе, в детском саду… К сожалению, пока что в обществе слишком много предрассудков по отношению к ВИЧ-инфицированным. И поэтому каждый решает для себя, открывать свой статус или нет.
– Ваша работа, безусловно, важна. Но в состоянии ли ток-шоу «Время жить!» уравновесить, например, ту скрытую или явную рекламу свободного секса, наркотиков, разврата, которая в огромных количествах присутствует на телевидении и в кино?
– Тут нам с вами надо быть очень точными в формулировках… Я не знаю кинофильма, который бы пропагандировал наркотики и половую распущенность. Дело ведь не в этом… Есть жизнь, которая существует в нашей стране. Её не отменишь. И есть реальные источники, способствующие распространению ВИЧ. Например, неграмотность, недостаток информации. Инфицированных вирусом было бы меньше, если бы все знали, что есть способы защитить себя. Например, пользоваться презервативом.
По поводу наркотиков. Дело ведь не столько в них, сколько в грязных иглах. И если бы все пользовались строго разовыми шприцами, распространение вируса шло бы в разы медленнее.
Конечно, наркотики – огромная проблема. Россия вышла едва ли не на первое место в мире по употреблению героина. Почему так? Потому что это сверхприбыли, гигантские деньги. Грамм героина в Кабуле стоит доллар, а в Москве – 300 долларов. Никакая нефть рядом не стояла! И за такую прибыль люди пойдут на все, никакая смертная казнь не испугает. Что делать? Я думаю, что выход один: легализация.
Помните сухой закон? Что получилось – ничего хорошего. На сухом законе вырос криминал. Потом алкоголь узаконили. Что имеем? Алкоголизм есть? Есть! Но нет криминала. Это очень важно. Как только из оборота наркотиков уйдут сверхприбыли, станет намного легче… Конечно, легализация требует серьёзных, непростых решений, но без них справиться с проблемой ВИЧ не удастся. Мы всё лечим последствия, а надо ликвидировать причины… И проповедями христианского поведения не обойдёшься. Проповедь, да, хороша, но христианство и его законы существуют уже 2000 лет – можно ли сказать, что мы имеем хороший результат? Что, кто-то прислушивается к «Не убий»? Меньше воруют? Меньше изменяют? Я бы не сказал…
Да, я говорю ужасно непопулярные вещи, но я и не ищу популярности.
– Вы отслеживаете результаты программ «Время жить» по регионам?
– Да, и они есть. В некоторых городах – очень серьёзные, даже законодатели региона обращались к вопросам профилактики ВИЧ… Но давайте не будем делать вид, что одна программа в состоянии решить проблему. Она может заставить задуматься.
– Проехать по всей стране – тяжёлый труд. А вы не пробовали обращаться к первым лицам страны с вопросами профилактики ВИЧ? Может, так было бы проще?
– Нет, не пробовал. Первые лица сильно заняты. Да и, признаться, с чем я к ним приду, что я могу потребовать? Моя задача как журналиста – довести до сведения как можно большего количества людей, как обстоят дела и что можно сделать. Да, первые лица могут принять – и уже приняли решения, например, в области закупки лекарств и выделения средств. Но я хочу говорить с людьми рядовыми и думаю, что от этого будет больше толка, чем если я поговорю с Медведевым или Путиным.
– Кто финансирует проект, и сотрудничаете ли вы в плане борьбы с ВИЧ с Филом Донахью, например?
– Мы с Филом давние и близкие друзья. Обсуждаем любые темы, в том числе и эту. Фил занимается многими серьёзными проблемами у себя в стране, например, защищает права геев, считая, что их совершенно незаконно и незаслуженно преследуют. Ведь сексуальные предпочтения человека не должны регламентироваться государством. Тем более что в 10 процентах случаев человек просто таким рождается…
Фил занимался вопросами СПИДа и толерантности по отношению к таким больным. Но не так, как я, постоянно, а периодически, время от времени.
Что касается финансирования проекта, то это деньги некоммерческих организаций и частично государства. В регионы мы приезжаем, когда находим местных спонсоров.
– Есть ли примеры, когда ВИЧ-положительные приходили во власть и занимались проблемой?
– Есть. В Иркутске после нашей программы ВИЧ-положительный человек, выступивший на ней, стал советником при губернаторе по проблемам ВИЧ.
Но я вам вот что скажу. Вопрос не в том, будут ли в органах принятия решения люди с вирусом иммунодефицита. Ведь наличие вируса ведь не гарантирует, что человек способен принимать такие решения и компетентен.
– Сложно ли делать в регионах программу федерального уровня?
– Сложно. На мой взгляд, в ток-шоу должно быть не менее 100 человек. Но в регионах нет студий! Есть более или менее свет, камеры, но людей вместить не может студия. И приходит 15-20 человек, и нет атмосферы… Когда 20 человек в студии – каждый из них чувствует себя неуверенно, отдельно. Когда больше 150 – это толпа, с которой ничего не сделаешь. А вот когда 100 – есть чувство локтя, появляется уверенность и желание открыто говорить.
– Много ли вы успели увидеть во Владивостоке?
– Нет, много не успел. Никогда не был в вашем городе, хотя всегда хотел. И не на один день хотел приехать. Судя по тому, что увидел из окна автомобиля, не могу сказать, что город мне понравился. Всё та же убогая советская архитектура. А жаль. Потому что город расположен потрясающе – чистый Сан-Франциско! А Сан-Франциско очень красив. Конечно, там есть уродливые здания, как везде, но в целом он ярче Владивостока… А у вас я с трудом увидел то, на чём приятно глазу остановиться. Да, советское строительство старалось сделать быстро, хорошо и дешёво. Выяснилось, что так не бывает – и «хорошо» исключили. Получилось быстро, но уродливо…
Справка «В»Телемарафон «Время жить!» – первый на российском телевидении долгосрочный социально-ориентированный проект, посвященный проблеме ВИЧ/СПИДа в регионах России. Его уникальность состоит в том, что проект рассчитан на актуализацию именно местных проблем, выяснение болевых точек каждого города, края и области. Региональный охват телемарафона позволяет привлечь внимание властей и широкой общественности к проблеме ВИЧ/СПИДа и способствовать более активному принятию мер на местах по противодействию распространения эпидемии, снижению дискриминационных настроений по отношению к людям, живущим с ВИЧ. Основной целью проведения телемарафона «Время жить!» является привлечение внимания общества к проблеме ВИЧ/СПИДа на региональном уровне. Во всех программах принимают участие журналисты региональных средств массовой информации, представители некоммерческих организаций и местных центров СПИДа, члены сообщества людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ