Там, на заснеженных дорожках...
В минувшую пятницу в Думе Владивостока прошло внеочередное заседание комитета по городскому хозяйству. Обсуждали готовность города противостоять снегопадам. Депутаты и представители мэрии заняли баррикады, забрасывая друг друга, подобно снежкам, претензия
В минувшую пятницу в Думе Владивостока прошло внеочередное заседание комитета по городскому хозяйству. Обсуждали готовность города противостоять снегопадам. Депутаты и представители мэрии заняли баррикады, забрасывая друг друга, подобно снежкам, претензиями.
Снег, обрушившийся на Владивосток 31 октября, к заседанию растаял. Пришедший в Приморье тёплый атмосферный фронт поднял градус не только на улице, но и раскалил атмосферу в зале заседаний. Депутаты в пух раскритиковали борьбу горадминистрации со стихией. Как подчеркнул председатель комитета по городскому хозяйству Вадим Глазунов, работа оперативного штаба оказалась неэффективной, да и сам факт существования его вызывал у него сомнения. Не соответствует действительности, по мнению депутатов, информация о количестве задействованной дорожной техники, указанной в отчётах. Для большей убедительности глава комитета представил коллегам фотографии, на которых закупленная снегоуборочная техника стояла, занесённая снегом, в то время как движение во Владивостоке было парализовано.
Депутаты искусно вошли в роль, требуя объяснений, которые им, как показалось, были не нужны. Иначе они бы сразу же услышали слова заместителя главы Владивостока Александра Чавычалова о том, что мэрия не снимает с себя ответственности за случившийся дорожно-снежный коллапс.
– Но для того чтобы дороги города были чистыми, необходимо 500 единиц спецтехники, в реальности её меньше половины, причём часть машин изношена, – рассказал Александр Чавычалов. – Ни одно предприятие, обслуживающее городские магистрали, полностью не обеспечено снегоуборочной техникой, у самого крупного – МУП «Дороги Владивостока» – 73 спецмашины.
У Владивостока три бедыПо версии чиновников, в снежной пробке три причины: нехватка рабочей дорожной техники, управляющие компании, не озадачившиеся уборкой снега на придомовых территориях и внутри-квартальных дорогах, и несогласованные и вялые действия дорожных компаний. Мэрией на них подготовлены заявления в прокуратуру, а в административную комиссию переданы дела на руководителей предприятий, не расчистивших от снега прилегающие территории. Акты были составлены на дорожную службу Первореченского района, ОАО «Даль-энергомаш», МУП «Дороги Владивостока» и ООО «Максимум».
Но противоположная сторона с тем, что у проблемы были объективные и трудно преодолимые причины, не согласилась. С депутатами поспорил и.о. начальника ГАИ Владивостока Александр Филиппенко, считающий, что борьба со снежными заносами началась оперативно: на дороги вышла снегоуборочная техника, были обработаны песко-соляной смесью опасные подъёмы и спуски и т.д. Но после того как снег усилился, произошёл досадный сбой.
– Нельзя сказать, что все бездействовали, работали оперативный штаб и дорожники. Хватит забрасывать друг друга камнями, – предложил депутатам Александр Филиппенко. – Важнее найти оптимальную схему взаимодействия мэрии и дорожных служб для того, чтобы при очередном снегопаде вовремя выпустить на маршруты снегоуборочную технику.
Представитель городской ГАИ видит корень зла в том, что на рынок пришло много дорожных компаний-новичков. «Когда за дороги отвечало МУП «Сигнал», схема работы была понятной, а действия согласованы, – сказал Александр Филиппенко. – Сейчас одна дорожная компания может отвечать за расчистку дороги в одном направлении, а её конкурент – в другом».
Но, по мнению депутатов, виновны в снежном коллапсе всё же мэрия и МУП «Дороги Владивостока». И никто из них не вспомнил, что руководители предприятий обязаны убирать снег на прилегающих территориях и кроме машин есть ещё и дворники. В прошедший снегопад на очистку 770 км дорожно-уличной сети, не считая внутриквартальных территорий, вышли лишь 130 человек. Но, по мнению депутата Николая Голояда, механическая и ручная уборка снега – «разные виды деятельности, и не нужно их смешивать».
Компании-однодневки летят на тендеры, как мотылькиПо сути, членов комитета волновал лишь один вопрос: судьба дорожной техники, приобретённой в последние годы на средства городского бюджета. Другие не менее значимые составляющие снежного фиаско не трогали. Поэтому в начале заседания депутаты даже «подкорректировали» повестку дня, решив поговорить о дорогах общего пользования, исключив внутриквартальные дороги и придомовые территории, которые занимают больший объём и не меньший интерес горожан, чем главные магистрали. Таким образом, они переложили ответственность на мэрию и горожан разбираться с управляющими компаниями, которые одни выбрали для обслуживания своих домов, а другие – в качестве партнёров.
– По закону управляющие компании обязаны вывозить снег с прилегающей территории круглосуточно, и у муниципалитета есть рычаги давления на них. Плохо работают – инициируйте перезаключение договора с другой компанией или создание ТСЖ, – посоветовал депутат Дмитрий Новиков.
С узкой постановкой вопроса не согласился заместитель главы Владивостока Алексей Литвинов.
– Если депутатов волнуют деньги налогоплательщиков, то почему они не обращают внимание на то, как расходуют средства компании, победившие в конкурсах за право работать на дорогах города? – задал, скорее, риторический вопрос Литвинов. – Компании-однодневки участвуют в муниципальных торгах, получают бюджетные деньги, при этом не имея за душой дорожной техники и рабочих. Попытки мэрии противостоять этому, вписав эти требования в условия конкурсов, пресекаются антимонопольной службой, которая видит в этом произвол мэрии.
Администрация, перечисляя на счета победивших компаний миллионы бюджетных рублей, вынуждена из фонда МУП «Дороги Владивостока» передавать им ещё и спецтехнику, купленную опять же за бюджетные деньги. Налаженная годами система работы дорожных служб в результате ухода с рынка проверенных участников, не сумевших выиграть в муниципальном конкурсе из-за демпинга недобросовестных компаний, перестала существовать, а новая так и не заработала.
Снегопад: перезагрузкаПри существующих проблемах мэрия не исключает повторения чрезвычайной ситуации на дорогах в следующий снегопад, который, по прогнозу, накроет город 10 ноября.
– Мы вновь столкнёмся с проблемой, и хочу попросить вашей поддержки, – предупредил Александр Чавычалов. – Надо закрыть проблему с наличием техники и «ручников», которые чистят тротуары. Иначе снова будем носиться ночью по городу, дёргать технику с одного места в другое.
Но эти слова депутаты как будто не заметили. Словом, в споре родилась не истина, а склока. Выпустив пар, народные избранники озадачились выводами, которые они должны были изложить в решении комитета. Идей звучало много: от расширения полномочий административно-территориальных управлений города и пересмотра финансирования дорожных служб до сомнительных – ввода режима ЧС при снегопадах и популистских – не чистить во время снега федеральную трассу, а начинать с внутриквартальных дорог. Но в итоге депутаты предложили администрации самой предоставить в гордуму предложения по нормализации взаимодействия с дорожными службами и использованию всей дорожной техники. И обсудить их на следующем заседании комитета. Но на сей раз пообщаться без журналистов.
Автор: Татьяна НИКОЛАЕВА