Без катапульты

В минувшую пятницу, около девяти часов вечера, при выполнении тренировочного полёта над акваторией Татарского пролива, пропала связь с самолётом ТУ-142М3 , его отметка исчезла с экранов радаров. На борту машины находилось 11 членов экипажа.

10 нояб. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2629 от 10 нояб. 2009
090d27459a6876cd80421aff727ee06d.jpg

В минувшую пятницу, около девяти часов вечера, при выполнении тренировочного полёта над акваторией Татарского пролива, пропала связь с самолётом ТУ-142М3 , его отметка исчезла с экранов радаров. На борту машины находилось 11 членов экипажа.

В наиболее вероятный район падения самолёта немедленно были направлены корабли Тихоокеанского флота, гражданские суда и авиация. Уже определён район падения самолёта – это примерно в 15-20 километрах от берега. Обломки находятся на глубине более сорока метров.

Несмотря на сложные метеоусловия, в месте падения самолёта ТУ-142М3 продолжается круглосуточный поиск экипажа и фрагментов воздушного судна, развёрнут штаб по организации поисковой операции под руководством командующего ТОФ вице-адмирала Константина Сиденко. В район поиска идёт спасательное судно «Алагез», на борту которого находятся специальные глубоководные телеуправляемые аппараты «Тайгер», «Обзор», обитаемый подводный аппарат АС-30, а также новейший поисково-обследовательский комплекс «Кальмар». Как ожидается, к месту назначения «Алагез» подойдёт уже во вторник.
В штат флагмана спасательных сил Тихоокеанского флота входит команда высокоподготовленных водолазов, способных проводить необходимые работы на глубинах до 200 метров. Особое внимание будет уделено поиску бортовых самописцев («чёрных ящиков»). Их обнаружение и дальнейшее исследование позволит установить истинные причины происшествия.

Как сообщил корреспонденту «В» председатель совета ветеранов ВВС Тихоокеанского флота, полковник в отставке Владимир Ермолкин, самолёты Ту-142М3 – сравнительно новые аппараты, ни один из них ещё не вылетал свой ресурс.

– Это, безусловно, надёжные летательные аппараты, но, на мой взгляд, есть конструктивный недостаток – в самолёте не предусмотрена катапульта, покинуть его можно только через стойки шасси, поэтому машину трудно покинуть в аварийной ситуации, – рассказал Владимир Ермолкин. – При возникновении нештатных моментов в полёте, экипаж, прежде всего, тратит драгоценное время на оценку обстоятельств, затем предпринимает попытки исправить трудности, выровнять в горизонтальное положение самолёт. Когда уже становится понятно, что ситуацию не исправить, командир принимает решение покинуть машину. Поэтому на само катапультирование остаются считанные секунды. А для того, чтобы экипаж смог катапультироваться именно из Ту-142М3, необходимо в ручном режиме выпустить переднюю стойку (шасси), открыть люк, включить эскалатор и упасть на него. Если учесть, что все эти манипуляции пилотам необходимо произвести в условиях, когда самолёт находится в вираже, его трясёт, лётчики испытывают огромные перегрузки, то понятно, что на всё это уходит десятки секунд, а высоты уже нет, и времени на выброс шасси, экскаватора – тоже.

Справка «В»

Ту-142 дальний противолодочный самолёт, поступивший на вооружение ВМФ в 1971 году. Его модернизированный вариант Ту-142М3 пришёл на ТОФ в 1994 году. Стандартный экипаж – 10 человек. Вооружение состоит из радиогидроакустических буёв, глубинных бомб, противолодочных торпед и управляемых ракет, а также противокорабельных ракет Х-35. Сейчас на вооружении авиации ВМФ России находится около 75 самолетов Ту-142 всех модификаций, в основном, на Тихоокеанском и Северном флотах.

Автор: Александр КАРАСЁВ «Владивосток»