«Рога и копыта» автолюбителям не страшны

С 1 ноября изменились правила выплат по полисам обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Теперь при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) все владельцы машин смогут обращаться за выплатами в свою

4 нояб. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2626 от 4 нояб. 2009
1af6bb2537b496dea0189de6abaffebb.jpg

С 1 ноября изменились правила выплат по полисам обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Теперь при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) все владельцы машин смогут обращаться за выплатами в свою страховую компанию, а не в компанию виновника аварии.

Этот механизм работает в России с весны 2009 года, когда были приняты поправки в закон об ОСАГО, но распространялся он не на всех. До ноября пользовались этим правом только те, кто купил полис ОСАГО после 1 марта 2009 года. Теперь страховые компании участников ДТП будут сами выяснять денежные «отношения».

«Система прямого возмещения убытков наконец заработает в полную силу, потому что становится не важно, кто в кого «въехал», деньги за пострадавшую машину участники аварии получат каждый в своей страховой компании, – считает лидер общества защиты автомобилистов Приморья Дмитрий Пенязь. – Владельцы авто смогут вздохнуть с облегчением, потому что не надо будет искать страховую компанию виновника, тем более что она может не иметь филиала в городе или вообще разориться подобно всем известным «Рогам и копытам».

Для страховой компании это, конечно, дополнительный объём работ. «Забот прибавится, несмотря даже на то, что ДТП, случившиеся до 1 марта, всё равно не попадают под прямое возмещение убытков, – уверен директор службы автострахования СК «Защита-Находка» Святослав Севрюк. – Хотя наверняка не все внимательно прочтут закон и будут предъявлять страховым компаниям неправомерные претензии». По мнению собеседника «В», опасения в том, что по новой системе страховым компаниям придётся сначала платить пострадавшим клиентам, а потом искать страховую компанию виновника аварии и взыскивать с неё сумму, безосновательны. «Существует единый расчётный центр, куда все страховые компании направляют списки договоров, по которым были выплаты по ДТП, – поясняет Святослав Севрюк. – Оттуда на счета компаний перечисляются деньги. Даже если страховщик вышел из игры, то деньги будут взяты со стабилизационного депонента, который компания открывала перед тем, как получить лицензию на работу».

Введённая три года назад система ОСАГО постоянно изменяется. В 2009 году в закон была внесена очередная порция коррективов. Появилось не только «прямое урегулирование страховых случаев», под действие закона стали попадать ДТП, случившиеся на парковках или во дворах, водителям разрешили оформлять мелкие аварии без инспекторов ГИБДД, автостраховка подорожала для молодых и неопытных водителей, а также для тех, чьи автомобили имеют небольшую мощность, и т.д. В результате средняя стоимость полиса только за первое полугодие 2009 года выросла на 8% и составила более
2 тысяч 300 рублей, что позволило страховщикам увеличить сборы премий по ОСАГО почти на 4%. При этом страховщики уже третий год утверждают, что система ОСАГО убыточна, и добиваются повышения полиса. Но, по данным Росстрахнадзора, выплаты за все годы не превышали 53–56%. Хотя законом определено, что страховщики обязаны выплачивать 77% собранных средств, а 23% оставлять себе.

По словам Святослава Севрюка, переход на новую систему сулит налоговые проблемы страховщикам: дело в том, что сейчас, по ОСАГО, компания выплачивает своему клиенту одну сумму, а потом получает со страховой компании виновника другую. Если страховая компания будет получать от другой страховой компании сумму большую, чем выплатила по конкретному страховому случаю, это может трактоваться как прибыль и облагаться налогом. «Отношения с налоговыми органами пока не урегулированы, – соглашается собеседник «В». – Налоговая может при возникновении проблем у страховщика заморозить депонент, и тогда система будет работать не так, как хотелось бы. Российский союз автостраховщиков в этом как раз и разбирается».

По данным опроса, 40% россиян, имеющих водительские права, до сих пор считают ОСАГО бесполезной услугой. Работа российских автостраховщиков вызывает массу нареканий у клиентов. В начале 2009 года в Федеральную службу страхового надзора и её региональные инспекции поступило около 7 тысяч жалоб на компании, предоставляющие услуги по страхованию автомобилей, что на 51% превышает показатели аналогичного периода прошлого года.

«По задумке, страхование автогражданской ответственности автомобилистов – дело хорошее, но с воплощением её были и будут проблемы, – не соглашается со статистикой Дмитрий Пенязь. – Количество обращений к нам не уменьшается, а только растёт. Основные причины недовольства водителей – дороговизна полиса, мизерные страховые выплаты и сложности с выбиванием денег из страховщиков. И что показательно: при обращении в суд с исками на страховые компании пострадавшие автомобилисты чаще побеждают, доказывая их неправомерные действия».

Эксперты прогнозируют, что за очередное новое удобство им придётся платить из своего же кармана: полис ОСАГО может подорожать в очередной раз. Ведь любая дополнительная услуга ведёт к удорожанию продукта.

Кстати

Министерство финансов предлагает увеличить лимиты выплат в рамках ОСАГО. По ущербу, причинённому жизни и здоровью, – более чем в три раза, то есть до 500 тысяч рублей. Поправки, которые могут вступить в силу в марте 2010 года, коснутся и урона автомобилю. Планку планируется поднять со 160 до 200 тысяч рублей, если в аварии пострадало несколько машин. И со 120 до 150 тысяч рублей, если вред причинён одному авто.
Также страховщиков обяжут предоставлять больший объём отчётности. По замыслу Минфина, нововведения должны «существенно повысить качество регулирования правоотношений участников ОСАГО». К тому же ведомство пытается сбалансировать риски ущерба для жизни на всех видах транспорта. По мнению аналитиков, полисы ОСАГО могут подорожать в среднем на 20–30%.

Автор: Татьяна БАУЛИНА